Меню Закрыть

Одержимость:

подселения или нейросеть?

 

Содержание:

Часть 1.

История взглядов на одержимость. Психиатрический и неврологический подход.

Часть 2.

Истории современных медиумов. Достоверны ли эти свидетельства?

Часть 3.

Особенно интересны истории, которые доступны нам как от первого лица, так и от исследователей, с данным лицом контактирующих и способных изложить свой взгляд на сообщаемую медиумом информацию и обстоятельства сеанса. В этой главе мы рассмотрим именно такой случай.

 

***

Часть 1. Немного истории

 

 Начиная с XIX века в поле внимания психиатрии оказались случаи расщепленной личности. Ранее все эти случаи осмыслялись на базе религиозной парадигмы и относились к одержимости (невольным переключениям личности) или к медиумизму (сознательным переключениям). Во времена, когда психиатрия еще не родилась как наука, а доктора практиковали магнетизм, было описано несколько десятков случаев с XVII-XVIII вв. лиц с переключающимися личностями. В 1888 г. Bourru и Burrot в книге «Variations de la personnalité» описывают случай Louis Vivé, имевшего шесть различных личностей, у каждой из которой были собственные паттерны мышечных сокращений и индивидуальные воспоминания. Очень интересны исследовательские работы Пьера Жане на его пациентках с истерией, которые он описал в книге «психический автоматизм», статья Фредерика Майерса «Multiplex Personality», диссертация К.Г. Юнга «К психологии и патологии так называемых оккультных феноменов».

 Несмотря на то, что в культуре продолжали существовать истории про подселения, зародившейся в XIX веке психиатрией данная тема начала рассматриваться в контексте изучения истории личности и ее подсознательного, дабы прояснить, так уж потусторонни невесть откуда берущиеся сущности. Сущности оказались сильно под сомнением, но уже в те годы было выяснено, что для самого «одержимого» или «расщепленного» подобные вещи не является выдумкой или фантазией или намеренным обманом врачей и публики. Сами состояния также неожиданны для самого человека их испытывающего, как и для окружающих.

Долгое время диагноз «множественная личность» или «диссоциативное расстройство» не отделялся сначала от истерии, затем от шизофрении. И с конца ХХ века зарубежные психиатры стали выделять это расстройство отдельно. На западе даже существуют целые союзы психиатров, занимающихся данной тематикой, в отечественной психиатрии до сих пор в этом отношении нет единогласного признания такового расстройства и детального описания кейсов, хотя по МКБ оно относится к F44.81. Среди современных зарубежных работ можно выделить Ф. Патнема, сделавшего и исторический обзор нозологии и описавшего теорию и практику работы с такими пациентами. Книга интересна описаниями опыта самих пациентов, описанием постоянных амнезий, борьбой их личностей между собой, попытками одной личности убить тело, и спасением жизни в момент появления другой личности, попытками одних личностей подчинить другие, и другими подробностями из жизни пациентов.

 Так что же все-таки это за феномен? Человека не принимающего на веру ни материалистическую парадигму, ни религиозную, а желающему разобраться, интересует вопрос — можно ли считать «подселяющихся» или «выходящих на контакт» сущностей за отдельные некие духовные сущности или они лишь продукт нейросети являющей их личности? Майерс приводит даже теории о том, что каждая личность из двух являлась одним из полушарий, то есть поочередно включалось то одно полушарие, то другое, особенно учитывая, что переключения личностей не редко сопровождались истерическими параличами или анестезиями половины тела, истерической слепотой на один глаз и т. п. Но дело осложняется, когда количество личностей превышает количество полушарий, хотя принцип дискретной работы нейросети в общем сохраняется. Однако, в какой-то степени такие теории не лишены смысла, так как о разных миворовоззренческих взглядах разных полушарий сообщают и современные неврологи.

В своем коротком докладе (запись доклада на Youtube) всемирно известный проф. неврологии В. Рамачандран сообщает о том, что у пациента с расщепленным в результате операции мозолистым телом (corpus callosum – пучком волокон соединяющем полушария), правое полушарие верующее, а левое нет. Но такие пациенты не являются множественными личностями, поскольку одновременно работают оба полушария, и субъективно такие люди не ощущают, что живут двумя полушариями одновременно, но по отдельности.

 

Часть 2. Современные медиумы

 

Бывает, что личности (ментальные конгломераты с моторикой и памятью) просто переключаются с одной на другую. Бывает – вклиниваются друг в друга – например, при включении одной присутствуют голосами и ощущениями другие. Все это ранее относили к разным проявлениям одержимости. Медиумизм, как намеренная одержимость, то есть приглашение «духа» занять место в своем теле, может также иметь несколько вариантов: медиум может отключиться при этом как личность полностью или же частично, сохраняя за собой на момент ченнелинга роль наблюдателя за своими говорящими губами, непроизвольно двигающимися частями тела, непроизвольно пишущей рукой (автоматическое письмо).

Познакомиться с этим вопросом ближе можно также читая тех, кто сам являлся медиумом. Из жителей ХХ века можно упомянуть две довольно яркие фигуры, первая из которых Омм Сети (Dorothy Eady. Лондон 1904 г. – Абидос 1981 г.).

Омм Сети описывала свои встречи с фараоном Сети I. И история ее жизни очень интересна. Родившись в самом начале ХХ в. в Лондоне, в раннем детстве она упала с лестницы и затем увидев в журнале гравюры и картины о Древнем Египте она вспомнила свою прошлую жизнь в качестве жрицы Исиды, незаконно прелюбодействовавшей с Сети I и подвергшейся казни. История Омм Сети поразительна тем, что это не были только лишь праздные фантазии из серии «я была Клеопатрой». Еще в школе она часами пропадала в египетских залах Британского музея и заметивший ее великий египтолог Уолес Бадж обучил ее древнеегипетскому. Затем она вышла замуж за араба и переехала в Каир, работала в Каирском археологическом музее, а потом развелась, оставила мужу сына и уехала в деревушку в Абидосе, жить возле храма Сети I, как она помнила, она и провела свое прошлое воплощение. Ее обожали археологи, некоторым из которых она помогала писать диссертации еще работая в Каирском музее, и точно указала, где копать в поисках прихрамового сада, который она помнила из прошлой жизни. При раскопках были найдены корни деревьев и теория была подтверждена. Омм Сети так и жила неподалеку от храма, в который она каждый день ходила совершать свои ритуалы, практиковала древнюю магию, к ней ходили лечиться и пользовались ее магическими услугами дремучие арабы, местные жители деревушки, живущие патриархальными полуисламскими, полумагическими укладами, и при этом относящиеся с почтением к живущей с кошками, эмансипированной европейской женщине. Из чего можно понять, какова была сила харизмы этой женщины. Она знала и практиковала древнеегипетские заклинания, совершаемые нараспев, что ей подчинялись даже кобры, живущие при храме. Видеохронику 1960-х с ней можно найти на Youtube (ссылка). 

Так вот, Омм Сети начала с автоматического письма и астральных путешествий в Аменти (к египетским богам и фараонам, куда ее каирскими ночами сопровождал какой-то служитель Сети), а затем ее начал посещать Сети I. Он забирал у нее много энергии для материализации. На утро, после его посещения, она едва могла встать с постели.

Теософы, соотечественники и современники Омм Сети, выражали ей свою версию происходящего с ней, объясняя, что Сети I вовсе не Сети, а обычный энергопаразит («лярва», или чья-то астральная оболочка) дорабатывающийся до Сети I ее воображением).

На этом Омм Сети с ними благополучно разошлась, не пожелав принять данную версию. Обсуждал ли с ней кто-нибудь версию Сети I как части ее подсознательного или коллективного бессознательного, не известно.

В качестве другой интересной истории подобного медиумизма, автоматического письма и чувственных ощущений контакта – является история одной из родоначальниц нью-эйджа, Джейн Робертс. Ее медиумизм начинался, можно сказать, с коммерческой жилки. Будучи с мужем свободными хипповыми художниками и писателями, они решили написать про что-нибудь мистическое, чтоб кассово было. Так она и пишет в своей книге. Сначала они позаботились заключить договор с издательством, а уже потом занялись на практике сбором материала для книги о сверхспособностях. Они купили доску уиджа и она начала у них двигаться… начав передавать послания от вышедшего на связь покойника, европейца, жившего не в столь отдаленном прошлом. Он им даже сообщил свое имя, но предпочитал, чтоб называли его не по паспорту, а Сет. На третьем сеансе этот Сет вышел уже на связь через саму Джулиан, воспользовавшись ее голосом. Якобы, при таких сеансах он у нее менялся, как и жесты. Хотя на видео заметить этого мне не удалось (ссылка на видео).

Из этих ченнелингов Джулиан и ее муж сделали целое учение, издав множество книг и проводя «ретриты».

Если в случае с Джулиан мы можем больше заподозрить, что ее опыты частично «подкрашены» в целях коммерциализации, учитывая ее склонность к игре, то в случае с Омм Сети дело сложнее, она не ставила это на коммерческие рельсы, но жила жизнь, как она полагала, вместе с Сети I. Она искренне жила в своем древнем Египте, а современный мир был ей мало интересен.

 Что касается содержания посланий. Несмотря на потрясающие истории из жизни Омм Сети, особенно ее периода жизни уже при храме в Абидосе, ее содержание будничных разговоров с Сети I, более напоминает процессы в подсознании самой Омм Сети. Аналогично Робертс и ее муж, уверяющие, что Сети выдавал совсем нехарактерные для Джулиан философские мысли, тем не менее не вышли за рамки парадигмального диапазона своей эпохи, достигшей разнообразия метафизических концепций после массовых ЛСД и кактусных или грибных трипов. Аналогичны сообщения других ченнелингистов, которых ныне довольно много в среде нью-эйдж. Большинство из которых действительно испытывают или испытывали этот опыт одержимости, хотя впоследствии на сцене по заказу могут уже и работать на публику.

 В отличии от них Омм Сети все же отличилась указанием места на раскопках прихрамового сада. Эта история считается вроде как достоверной в среде египтологов. Но, с другой стороны, разве не ожидаемо, что у храма был сад, что тогда было скорее правилом для всех храмов. Сама Омм Сети ничего не писала, и книги были составлены из текстов разговоров с ней, воспоминаний из ее окружения и оставшихся ее личных записей. Ее история столь захватывает, как описанием ее жизни, общества арабов, так и ее мистическими опытами, что две книги читаются на одном дыхании.

С одной стороны удивляет, неужели детское воображение обладает столь мощной силой, что способно после просмотра фото и картинок погрузить британскую девочку полностью в другую жизнь, в корне изменив ход ее личной жизни? Если мы трактуем ее «узнавание» египетских изображений храмов и богов, как сильное впечатление, постфактум, или даже сразу (по типу де-жавю) воспринятое как воспоминание. Или все-таки те вспышки о жизни Древнего Египта, которые она получила, были действительно частичным заглядыванием за завесу личности, в некую память цивилизации? А дальше в силу уже вступило воображение, дорабатывающее сюжеты.

 

Часть 3. Медиумизм из рук исследователей

 

Особенно интересны истории, которые доступны нам как от первого лица, так и от исследователей, с данным лицом контактирующих и способных изложить свой взгляд на сообщаемую медиумом информацию и обстоятельства сеанса. Психиатры уже совершенно однозначно даже не рассматривают вариант каких-либо «подселений» или заглядываний за пределы собственной черепной коробки клиента, но попытки проанализировать таковые феномены, учитывая эту возможность, можно найти у антропологов или в определенных ответвлениях психиатрической дисциплины.

В процессе просмотра электронного журнала Transcultural Psychiatry за 1981 год, мне встретилась интересная статья, оказавшаяся эбстрактом другой статьи — Psychopathology and shamanism in rural Mexico: A case study of spirit possession, опубликованной в Psychology and Psychotherapy и представляющую описание двух сеансов одержимости.

Cтатья посвящена разбору случая одержимости у мексиканца китайского происхождения по имени Jose Fong, 39 лет живущего в приморском городке, где вера одержимость представляет собой распространенное явление, все ходят к целителям…ну и понятно, что этот регион всегда был причастен к общению с духами, посредством психоботаники и без. Жена китайца, Jorgina, как и ее брат, тоже время от времени одержимы. В ее рассказах изображены левитации, спонтанный рост ногтей до гигантских длин, превращения еды в фекальную материю и другие фантастические события. Увы, кроме этого перечисления, автор статьи не сообщает никаких подробностей. Видимо, автором предполагается, что это или галлюцинации Джорджины или коллективные семейные галлюцинации. Сам Фонг стал одержим после посещения целителя, к которому он пошел в связи с заболеванием диабетом. Одержим он всегда одними и теми же духами: San Pedro (St Peter),Santo Domingo (St Dominic), Santiago the Apostle and Dr. Jose Rosita Maria Quintero, a medical Man – то есть тремя католическими святыми, двое из которых апостолы, и одним доктором. Живет Фонг с мамой и женой в доме, где на первом этаже бордель. А в их просторные апартаменты ведет занавесочка с аляповатым изображением святых. В этом доме он и принимает клиентов.

В статье кратко описаны 2 сессии духоподселения, которые были организованы Фонгом в сотрудничестве с автором статьи. 1- я сессия. Фонг, в своей комнате, в антураже звезды Давида вызывал своих духов святых посредством чтения молитвы из книги Алана Кардека (классика спиритизма). Аналогично и заканчивал сеанс. 2- сессия. На сеанс пришли католический священник с ассистенткой (пятидесятницей), которая в процессе заговорила голосами (ксеноглоссия*). Оба сели по обе стороны от Фонга на диван, начали глядя на него читать молитвы, что индуцировало приход духов. Оба предполагали, что это духи вовсе не святых, за кого себя выдают, а демонов. Духов кропили святой водой, однако, не получили никакого результата. Из чего священник и его ассистентка сделали вывод — это не демоны (эти бы от св. воды кривлялись по их мнению), а продукция самого Фонга — что и было подтверждением рабочей гипотезы автора статьи. Кроме того, дух апостола Сантьяго не мог говорить на латыни, а дух апостола Петра (Сан Педро) не знал даже своего имени на латыни. Дух доктора не ведал и клятвы Гиппократа. Полный перевод текста сеансов привожу в части 2. Чтение крайне увеселительное в исполнении автора статьи.

История тем не менее несколько трагична. Заключения автора были не в пользу «духов». Образ Сан Педро сам Фонг описывал как супермена, а себя как клерка Кента. Образ Святого Сантьяго автор статьи истолковал как способ выражения мягкости и сострадания, не приличествующего в культуре городка для мужчин, а приличествующего только женщинам, детям и старикам, отчего эти черты могли найти выражение только через появление субличности, сообразной им. Образ детского доктора наиболее легко объясним, ибо Фонг потерял новорожденного сына, лечение которого у доктора не приносило пользы, а отдача его на лечение знахарю закончилась и вовсе его смертью. В общем, Фонг, к тому же еще и забитый матерью, называющей его слабым и больным, заболел истерией, а привыкнув к этим компульсивным состояниям, научился входить в них и по своей воле, стал выгодно их использовать для целительства, чтобы повысить тем самым свой невысокий социальный статус. В общем, трактовка в лучших традициях психоанализа. Автор статьи понимает, что эти состояния не фэйк, что они реально переживаются самим Фонгом (с переключением личностей, их особой моторикой, тембром, и амнезией).

Приведу здесь перевод двух сессий одержимости духами.

Первая сессия.

Мы прибыли в резиденцию Фонга. Фонг приветствовал нас сердечно и согласился на «демонстрацию» своего духоодержимого транса. Фонг не возражал, чтобы мы разместили наше оборудование (речь о магнитофоне) в его комнате, где он призывал духов. Номер был небольшой, но ухоженный. Он держал комод, кровать и сложный само-стилизованный алтарь, содержащий многочисленные репродукции его наставников-святых. Выделялись Звезда Давида, которая содержала глубокий, темный синий камень в центре (но Фонг не знал, что это еврейский символ), и пластиковый ангел с зажженными глазами для включения и выключения и сияния в темноте. Он взял книгу с алтаря (перевод Аллена Кардека) и начал читать гладко и мягко. Когда он продолжал читать вступительную молитву, его дыхание стало тяжелым и нерегулярным, и его лицо стало ярко-красным. Поскольку он призывал к изгнанию злой воли от своего лица, его лицо исказилось в гротескную маску. Через несколько мгновений мягкий тенор Фонга сменился громким баритонным голосом, объявляющим: «Сан-Педро сейчас присутствует!». Грудь вперед, плечи назад, пот лился из покрасневших черт Фонга, жилы на шее и предплечьях напряглись. Он схватил алтарь, дыша сильно с пеной у рта. Дух Сантьяго-Апостола объявил его прибытие хрупким, усталым и немощным голосом. Постукивая пальцами по верху алтаря, он заявил: «Я испанец. Да, меня очень любят в моем маленьком городке Нилтепек (родной город Джоржины), и я тоже люблю этот маленький городок. Ибо они много верят в меня, потому что я совершил много чудес». Я просил подробно рассказать о природе чудес. Ответы Сантьяго были условными и расплывчатыми, или он просто ходил вокруг да около вопроса. Он утверждал, что духи, которые взяли Фонга (имея в виду себя в третьем лице) только исцеляют больных. Эта тема повторилась и на последующих сессиях. Сантьяго прощаясь с нами застонал и его черты лица исказились. Хриплый, грубый голос заявил, что пришел д-р Хосе Розита Мария Кинтеро. «Я рад, что вы пришли, потому что тело Хуана Хосе хочет избавить его от сомнения. Ибо он думает, что он сумасшедший и что мы действительно не существуем. Он делает это (входит в транс) силой, но он не убежден в реальности происходящего. Но мы действительно существуем! Мы хорошие духи!». После нескольких коротких комментариев, в которых он объяснил, что большинство болезней возникают из-за плохого нрава, дух ушел, прощаясь со стонами и грохотом.

Прошло несколько минут, и вышел последний из четырех духов, Санто Доминго. Он говорил с равномерно модулированным голосом с интонацией, которую лучше всего описать как святую. Из всех он казался самым открытым и любезным. Санто Доминго объяснил, что ренессансная церковь в столице, построенная Доминиканским орденом в 1575 году, была посвящена ему. Его спросили, говорит ли он или понимает латынь. Основатель Католического Ордена был бы знаком с этим языком. В запросе была оспорена божественная одержимость, и он, казалось, был застигнут врасплох. Он ответил: «Нет, тело (Фонга) не может говорить и понимать латынь, потому что у него мало практики. Мы пришли исцелять, только исцелять! Скоро он сможет говорить и на латыни. Ну братья, я сейчас ухожу, потому что тело устало. Фонг застонал и вернулся к своей обычной личности. Во время этого его мать вмешалась, что он нездоров и нуждается в отдыхе. Санто Доминго вернулся, чтобы добавить: «Ну, это только потому, что он все еще в процессе практики и нуждается пока гораздо сильнее». Сан-Педро ворвался на место, чтобы объявить о своем отъезде. Фонг вышел из своего состояния, зевнул, глубоко вздохнул и сказал: «Вот оно. Большая сила». Он, казалось, был физически и умственно истощен, когда он читал Кардека и распускал своих духов.

Вторая сессия.

Через два дня мы вернулись в дом Фонга в сопровождении отца Ричарда Юния и его помощницы, Сони из собора. Они подняли вопрос о возможной демонической природе – что в Фонга приходят злые сущности, представляющие себя «святыми». Мы согласились: (а) проверить гипотезу «подлинного» мистического одержания (католическая доктрина считает, что святые никогда не одерживают кого-либо, и все одержания демонические); (б) проверить рабочую гипотезу одержимости в результате психологических конфликтов. Было решено, что клирики могли свободно задавать любые вопросы, наиболее подходящие для их интересов и исследователи будут поступать аналогичным образом.

Фонг сидел на кровати, а слева от него находился отец Юний, а справа — Соня. Исследователь сидел перед Фонгом, чтобы наблюдать за его выражениями лица и движениями. Сессия была начата молитвой Сони, реакция Фонга на это была — серия стонов и лицевых искажений. Он вошел в состояние одержимости без индукционного ритуала. Предполагая, что Фонг одержим демонами, Соня инициировала импровизированные обряды пятидесятнического экзорцизма. Она приказала «демонам» уйти во имя Христа. Сан Педро выступил с заявлением: «Я от Бога. И ничто не может меня пронять. Чем больше молитесь, тем сильнее становимся!». Соня настаивала, чтобы Фонг повторил имя «Иисус» в предположении, ибо злые нечистые демоны не могут произносить святые имена. Ее просьба была удовлетворена, и она начала «говорить языками» (ксеноглоссия), после чего воцарилось молчание. Отец Юний, сдержанный и осторожный человек, спросил Сан Педро его имя на латыни. Тот не мог ответить и застонал от страха. Чтобы компенсировать эту неудачу и проявить себя, он заявил, что он даст госпоже Яссо «знак» его подлинности во время сна (психологическая тактика для поддержания его самооценки и сохранения лица). Когда д-ра Кинторо попросили произнести клятву Гиппократа, тот ответил: «Я не знаю его», и уступил место Санто Доминго, который был окроплен святой водой священником. Если бы присутствовал «святой», обливание священником, вероятно, вызвало бы благотворный ответ, если бы то был демон, ожидалась реакция гнева и неудовольствия. Фонг просто не реагировал. Сан Педро вернулся, чтобы вступить в следующий диалог с исследователями, что свидетельствовало о борьбе Фонга за себя и свою самооценку:

Вопрос: Почему вы вселяетесь в людей?

Ответ: Мы берем тело Фонга исключительно в целях целительства, только целительства!

В: Кто послал вас исцелять?

О: Бог!

В: Но кто конкретно дал имеет силу исцелять?

О: Бог! И мы черпает эту силу от Него, и затем тело Фонга направляет ее на исцеления от нас.

В: Ранее вы сказали, что Сан Педро был сильнейший. Почему?

О: Потому что я руководящий.

В: Чем вы руководите?

О: Я руковожу телом Хуана Хосе (стонет).

В: Но разве вы не служите этим плохую службу его телу?

О: Нет. Не будет вреда, когда он исцелит себя тоже, хотя медленно.

В: Когда вы собираетесь уйти?

(Ответа не последовало)

Фонг вышел из своего состояния и выглядел изможденным и выжатым. Отец Юний исключил вероятность какого-либо мистического или дьявольского одержания и пришел к выводу, что сущности Фонга были его собственным созданием.

(Перевод с англ. — Ольга Атман)

 

В заключение несколько замечаний от автора статьи: Фонг считает, что он духовно недостоин благородных святых, которые овладевают им. Несмотря на множество набожных картин и фигурок в его доме, когда местный священник попросил его выразить его личную веру, Фонг просто опустил голову и пробормотал: «Может быть, я верю в ничто».

Феномен одержимости, медиумизма, диссоциативного расстройства, ставит перед нами вопрос – может ли человек получить информацию, которой не было в его подсознании? Этот же вопрос задают исследователи осознанных сновидений. Этому же вопросу посвятили свои диссертации и П. Жане, К. Г. Юнг. Последний пришел к теории коллективного бессознательного, обнаружив в медиумических состояниях и снах своих пациентов вещи, как он посчитал, недоступные их знанию (но речь не о конкретных событиях, а об архетипах). Жане ставил вопрос шире – при истерии, писал он, личность дробиться, то есть теряет свою целостность (оказываются в недоступе целые куски памяти и телесные функции), но может быть наше обыденное состояние тоже не является верхом цельности и осознания, и может быть можно обрести более интегрированное состояние с большими возможностями?

Подробнее в моей статье:

«Одержимость и измененные состояния сознания в контексте психиатрии и религиозной парадигмы».

 

© Ольга Атман, 2019 г.

Поделиться ссылкой: