Меню Закрыть

«Логос» — Olga Atman

Из этой статьи вы узнаете об истории понятия «Логос», как оно появилось в греческой философии, развивалось и адаптировалось христианами. О том, что нам, людям XXI века, позволяет считать эту философию реальными умозаключениями, а не просто историей некогда существовавшего мышления.

Часть 1. Древнегреческая философия. Истоки и формирование идеи

Часть 2. О числах и закономерностях

Часть 3. Геометрия природы

 


О Логосе

 

«В начале было Слово (Логос), и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Оно было в начале у Бога.

Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.

В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Евангелие от Иоанна, глава 1.

 

Что вкладывал в эти строки апостол Иоанн, и почему он воспользовался этим термином – «Логос» (др.-греч. λόγος)? То есть какое значение этого слова наличествовало в культуре в его время?

Это понятие было сформировано на стыке двух высших опытов человеческого сознания. Мистического озарения с одной стороны и рационального мышления с другой.

Часть 1.

Древнегреческая философия. Истоки и формирование идеи

 

Древние философы были более внимательны к своему сознанию, организму и природе, чем мы с вами, чей ум большей частью представляет собой сплошную суету, находящуюся в зависимости от средств его возбуждения – интернета, телевизора, безостановочного общения и всего, что способствует сохранению жизни ума на поверхности явлений.

Размышляя об истоке всего, древние искренне задавались вопросом — как не разумное может родить разумное? Как лишенное идеи личности может родить личностей? Это очень глубокие вопросы, если поразмышлять над ними дальше привычных ответов про эволюцию. Эволюция лишь способ реализации, а не ответ.

Понятие «Логос», заимствованное у древних греков, и переводимое как «слово», только лишь нашим пониманием слова «слово» не ограничивается. Оно было введено в греческую философию Гераклитом. Логос Гераклита — это некая рациональная структура мира, сокрытая от глаз людей. Поэтому из понятия «логос» образуется в последствии понятие «логика».

Через века развития философии в римской империи, Логос постепенно обретает следующий смысл:

Это Высший Разум, прежде всего, а также под логосом иногда подразумевалась некая первоматрица, источник Идей (матриц, программ, по которым разворачивается творение).

Разберем основные концептуальные моменты эллинистической философии, благодаря которым и сформировалось представление о Логосе.

Гераклит (VI-V вв. до н.э.) говорил о Логосе, слове которое всегда Есть, это невидимая тайная гармония, закономерность, стоящая за видимым нами изменяющимся миром. Гераклит старался донести до своих современников, что они «присутствуя отсутствуют». «Разум один, а люди живут как бы имея каждый свой собственный» — говорил Гераклит. Он понял, что мысли людей им не принадлежат – они лишь продукт культуры и случайно склеенного предыдущего опыта. Кто учит себя мыслить, анализируя связи между понятиями, оценивая, правильно ли связывает одни вещи с другими, в том пробуждается Логос. Но большинству людей кажется правильным все то, что привычно. «Собаки на того и лают, кого они не знают» — сказал Гераклит.

Пифагор (VI-V вв. до н.э.), тот самый, что известен своей теоремой. Он подошел к близкой идее — что в основе Вселенной лежат числа. Пифагор много путешествовал, паломничал на Восток, в том числе в Египет, говорил со жрецами. И, как свидетельствовали его ученики, обладал сверхспособностями, например, «мог слышать вселенскую гармонию». Это совсем не удивительно, так как древние философы были не только мыслителями, они почитались своими учениками как настоящие гуру, и пифагорейская община была в первую очередь религиозной общиной. О жизни и идеях античных философов можно прочесть в самих источниках – «Фрагменты ранней древнегреческой философии», у Диогена Лаэртского (II-III в. н.э.).

О «магии» чисел мы еще поговорим, приведя в конце статьи известные математические закономерности.

Платон (V-IV вв. до н.э.) говорил, что все вещи — это тени идей. Платон также основывал знание об идеях на геометрии и своем мистическом опыте, который он описал как выход из пещеры на свет. Этот знаменитый миф о пещере Платон изложил в седьмой книге «Государство».

Пока что мы четко прослеживаем несколько идей, повлиявших на формирование идеи Логоса, как божественного, сотворяющего миры слова, ставшего второй ипостасью Троицы.

Это идея невидимой закономерности. А также обращение внимания на саму нашу логическую способность. Мир закономерен, за ним стоят законы, и они постижимы, потому что сам наш ум обладает способностью их обнаружить. Таким образом, в материальной вселенной и в нашем психическом измерении проявляет себя Логос.

Конечно, Логос всегда связывали с божеством. Эта идея была общей для стоицизма, платонизма, неоплатонизма. И соединение ее с идеей монотеизма и высшего блага было присуще не только христианам.

Плотин (современник христиан, III в. н.э., последователи которого называются неоплатоники). Хотя Плотин жил уже на пару веков позже Иоанна Богослова, но его философия помогает лучше понять общую теологическую идею того времени. Плотин, будучи платоником (последователем учения Платона) уже более развернуто подошел к монотеизму. Он описывал Бога как Единство и Благо. Единое производит свою эманацию — Разум, а этот Разум производит эманацию — Мировую Душу, а эта Мировая Душа эманирует в материю. Выходит, что материя — это эманация Бога. Бог при этом ничего не теряет. Он не становится материей, он остается Собой каким и был, а материя просто проистекает из Него. Благо просто эманирует, истекает из себя от своей полноты, и застывает в формы. Это можно представить себе на примере пара, воды и льда. Все это вода. Представим, что она у нас есть молекулы Н2О в виде пара, они конденсируются в капли, опадают на землю и застывают образуя лёд. То есть по мере охлаждения — они обретают кристаллическую структуру. Но вода при этом ничего не теряет, ее во льде столько же, сколько в паре. Но у Плотина учитывается эманация, то есть потеря блага, по мере материализации. Это обусловлено тем, что Единое — это Благо. А материальный мир не обладает степенью блага в полноте, следовательно, эманацию можно проиллюстрировать как свет, идущий от источника, и по мере прохождения темноты, угасающему, но сам Источник ничего не теряет, как цветок, испуская аромат, остается цветком. Эту идею подхватил Августин — сказав, что зло это просто отсутствие добра, как темнота всего лишь отсутствие света. Плотин также получил знание в своем мистическом опыте, о наличии которого явно свидетельствуют его работы (6 томов «Эннеад»), представленные на русском языке в двух переводах.

Плотин обучал своих учеников не только философии, но и техникам самопогружения и созерцания, для восхождения души к Единому. Порфирий рассказывает историю, как он отвел Плотина в храм Исиды на ритуал, посредством которого Плотин должен был встретиться со своим даймоном (высшей частью души), и даймоном Плотина оказался бог (то есть сущность более высокого порядка, чем даймоны рядовых людей).

Стоики (как школа существовали за века до христианства, но многие из стоиков были современниками ранних христиан). Они рассматривали Логос как Вселенский Разум, Высший Нравственный Закон, и закон, по которому творится Вселенная. Поэтому естественно, что Логос содержится в каждом человеке, и ведет тех, кто нравственно и философски пробудился к Его осознанию в себе. Стоики как и пифагорейцы и неоплатоники представляли собой общины людей, живущих по Логосу, они были философы и проповедники в одном лице. Люди из разных слоев, император Марк Аврелий, бывший раб Эпиктет, отпущенный на волю за свои суждения и жизнеобраз, патриций Сенека и многие другие. Их сочинения как и всех вышеописанных можно найти и прочесть. К слову сказать, стоики также использовали понятие «Пневма» — «Мировая душа». Это понятие нам хорошо знакомо, оно есть и в Новом Завете – в русском переводе это «Св. Дух». В то же время, стоики описывают Логос как состоящую из тонкой материи (эфирно-огненную) душу космоса, обладающую совокупностью формо-создающих потенций (т. н. «семенных логосов»). Логос для стоиков — это Высший Разум который также проявляет себя как Мировая Душа. Логос есть универсальный принцип нравственного и физического мира.

Филон Александрийский (иудейский философ-богослов 20 г. до. н.э.- 40 г. н.э.) адаптировал понятие Логоса для иудейской философии, сравнив его с «премудростью» Божией, фигурирующей в Ветхом Завете, и произвел целую философию о Логосе. Логос у Филона является энергией Бога, душой мира (это он берет у стоиков), образующим все принципом, и вместе с тем посредником между Богом и человеком. Все это уже встречалось в предшествующей философии, но собранное вместе оно обрело новую силу, и эта сила в итоге достигла своей кульминации в христианской теологии.

Первые христиане росли на этих вышеописанных смыслах и отождествили исторического Иисуса с Логосом, источником всего творения. Логос – второе лицо (ипостась) Троицы. Первое – Бог Отец, третье лицо Троицы – Святой Дух – по греч. «Пневма», которую мы также встречаем у стоиков.

Христос и апостолы настойчиво несут это философское учение в языческие массы — «Я есть путь, истина и жизнь» (о Христе-Логосе), «альфа и омега» (начало и конец всего). Христиане соглашались с Гераклитом, что Космический Логос всегда «обращается» к людям, но люди, даже «услышав», неспособны его понять. Этот же смысл в притчах о сеятеле, зерна которого падают не всегда на готовую почву. «Имеющий уши да слышит!». Логос сокрыт в человеке, пока тот не «родится свыше», не раскроет в себе Логос (то есть, обожествится, уподобится Христу). Отец церкви Климент Александрийский (II-III в. н.э.) сравнивал изречение греческих философов с пророками Ветхого Завета, находя много общего в их идеях.

Стоицизм, неопифагореизм, неоплатонизм и ранее христианство были тесно переплетены, до закрытия Юстинианом в VI в. всех философских школ, и некоторые первые отцы имели тех же учителей, что стоики и платоники. Идеи всех философских школ создавали общую атмосферу. В эклектической философии римской империи соединяются идеи Гераклита, Платона и Пифагора. Такова уже философия Посидония (II-I в. до н.э.), который отождествлял «идеи» платоников и «числа» пифагорейцев с «логосами» стоиков, которые признавались началами, внутренне присущими вещам, являющимися «истечениями» верховной Монады.

Поэтому в эпоху Иоанна Богослова, начавшего своего Евангелие со знаменитых слов «вначале был Логос, и Логос был у Бога, и Логос был Бог. И все через Него начало быть…И Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его…» — Логос уже обладал всей полнотой платонического, пифагорейского и стоического смысла – как космологической творящей разумной силы, так и Высшего Блага и нравственного закона внутри.

Кому будет интересно познакомиться с этими идеями глубже, рекомендую следующие книги.

 

Часть 2. О числах и закономерностях

 

Древние философы и ученые полагали, что сама способность нашего разума усматривать формулы за явлениями и формами, и таким образом влиять на явления и предсказывать их ход, свидетельствует о разумности космоса (Логосе). В этих закономерностях они усматривали почерк создателя, поскольку многие явления описываются при помощи одних и тех же формул и констант. По прошествии многих веков было доработано и обнаружено множество математических идей.

Например, загадочное число π (являющееся отношением длины окружности к ее диаметру) появляется во множестве разных формул в разных науках. То есть, одно и то же число генерирует разнообразные явления мироздания (от биологических объектов до закономерностей рынка). Оно иррационально, и даже сверхмощные компьютеры никогда не напишут его до конца, и при этом

Лейбниц обнаружил красивый способ его нахождения: 1-1/3+1/5-1/7+1/9-1/11+… =π/4

Вот такая «магия» чисел.

В знаменателе не четные числа, увеличивающиеся каждый раз на 2, в то время как знаки + и — симметрично чередуются. И это число имеющее отношение к форме круга – самой идеальной форме, часто встречающейся в природе. Круг считался символом божественного.

 

Еще одним загадочным числом – математической константой — является число е. Как и число π, оно иррационально.

е = 2,7182818284590452353602874713527…

Это число присутствует всюду, где есть рост: населения, денег или других физических величин. То есть эти процессы описываются формулами, содержащими е.

В чем же его магия? В дробном выражении двузначных чисел наибольшее приближение к этому числу дает 87/32. Среди трехзначных, наиболее к нему близко 878/323. Своего рода палиндромное расширение двузначной дроби.

Есть еще один элегантный способ получить число е:

 

Таких изяществ было бы достаточно, но есть еще одно — формула , связывающая основные константы — π и е, а также i (мнимую единицу).

Известна история про дебаты на тему «Есть ли Бог?», устроенные в XVIII веке при дворе Екатерины II «между великим швейцарским математиком Леонардом Эйлером (1707–1783) и французским философом-просветителем Денни Дидро (1713–1784), который настаивал на своих атеистических убеждениях. Первым выступать выпало Эйлеру. Ученый вышел к доске и молча написал:


Затем провозгласил: «следовательно, Бог есть», и сел на место. На этом диспут и закончился, возражений не последовало».

Другой захватывающей закономерностью являются числа Фибоначчи, а также золотое сечение. По этому закону строятся как макро так и микро масштабы, то есть Вселенная на любом масштабе. Например: форма улитки, форма галактики, пропорции некоторых листов, все пропорции человека, зерна подсолнуха, формирование лепестков некоторых растений и многое другое.

 

О том, как числа Фибоначчи формируют природные объекты, есть захватывающие видео:

Магия чисел Фибоначчи

Тайна числа 1.618034 (золотое сечение)

 

Математика содержит в себе много таких закономерностей. Взять, например, треугольник Паскаля (который был также известен индусам еще в VII в. до н. э., его же обнаружил Омар Хайям). Если умножать 11 на 11, получим 121, 11х11х11 = 1331, 11х11х11 = 14641.

Если расположить эти числа треугольником он будет выглядеть так:

 

Но, к сожалению, 11х11х11х11 не = 15101051.

Однако, достроить треугольник дальше можно, и в нем еще откроется море чудес. Каждое число внизу получается методом сложения вышестоящих по бокам над ним.

Мы видим, что боковые стороны этого треугольника состоят из единиц.

Под диагональю из единиц располагается диагональ натуральных чисел 1, 2, 3, 4, 5…

За ними идет диагональ треугольных чисел 1, 3, 6, 10… – это числа из которых можно собрать треугольники из точек.

За ними идет диагональ тетраэдерических чисел: 1 ,4, 10, 20, 35…- числа из которых можно собрать трехмерные треугольники, представим горки пушечных ядер.

Если суммировать числа вдоль линий пересекающих треугольник, получим последовательность 1, 2, 5, 13, 34…

Каждое число в три раза больше предыдущего минус предыдущее. Промежуточные между ними диагонали имеют такую же закономерность: 1, 3, 8, 21, 55.

Но, что еще удивительнее, если перемежать эти две последовательности, получим числа Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55…

А если сложить числа в любом ряду треугольника Паскаля, всегда получится степень числа 2. В третьем ряду 22, в четвертом 23. В пятом ряду: 1+4+6+4+1 = 16= 24, в шестом ряду выходит 32=25 и т.д.

Еще одна магия треугольника Паскаля: если вместо чисел рисовать квадратики: не закрашенные на месте четных и закрашенные на месте нечетных, то получится фрактал («салфетка» Серпинского)!

И это еще далеко не все премудрости треугольника Паскаля.

В математике столько таких закономерностей, что все было бы долго перечислять. Поэтому отсылаю к книге Т. Крилли.

Стоит ли удивляться, что Пифагор усмотрел именно в числах программный код Вселенной.

Ведь даже в умножение числа «111111111» на самое себя заключена своя «магия»: 111111111 х 111111111 = 1234567898654321.

9 единиц умноженные на 9 единиц дают досчет до 9 и обратно. Аналогично с 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2. Как известно: 11х11 = 121. А вот после 10 единиц начинаются загадки. Пропадает число 8.

 

Другими загадочными числами являются совершенные числа.

Совершенное число – это такое число, у которого сумма всех его делителей равна ему самому. К примеру, 6 имеет делители 1, 2, 3, их сумма равна 6.

Есть и другие операции с числами, которые не вошли в математику как таковую, по причине своей практической неприменимости, но философски над ним размышляли многие, возьмем, например, теософское сложение. Если применить его к совершенным числам, то первые 9 чисел, кроме 6, в теософском сложении дают единицу. Возьмем 8-е число: 2 305 843 008 139 952 128 – сумма всех его чисел 73. 7+3 = 10, то есть 1. Сумма 9-го числа 2 658 455 991 569 831 744 654 692 615 953 842 176 = 190. 1+9=10=1. И т. д. Может быть, кто-нибудь захочет проверить дальше и другие совершенные числа.

В западном мистицизме за числами был закреплен свой символизм. Например, число 9 при умножении на любое число дает 9 в теософском сложении, поэтому мистиками оно почиталось числом формообразования, точнее бесконечного размножения, репликации.

 

Часть 3. Геометрия природы

 

Числа связаны с геометрией. А геометрия имеет свои символические смыслы. Не даром над Академией Платона была надпись: «Не геометр да не войдет». А в мистическом союзе пифагорейцев адепты делились на математиков (посвященных в оккультные тайны) и акусматиков (оглашенных).

Откуда берутся эти законы и закономерности? Почему они существуют? Извечный философский вопрос. Не многим удается успокоить себя отговоркой, что закономерности образует случай или они образуются сами из себя.

Роберт Ольдершоу (Robert L. Oldershaw), независимый исследователь колледжа Амхерста (Массачусетс, США), в ряде работ с 1978 года развивал модель космологического самоподобия (The Self-Similar Cosmological Model). Рассчитав, что отношение размеров самых больших атомов к размеру нуклона того же порядка, что и отношение размера больших звёздных систем к размеру нейтронной звезды, а зависимости между спином и массой, между магнитным моментом и спином имеют одинаковую форму у атомных и звёздных систем.

Такие вещи наводят на мысль, что Идея и ее материальное воплощение существуют отдельно друг от друга. Не материя создает Идею, а Идея лепит из материи, какие угодно формы, повторяющиеся на разных масштабах, в разном веществе. Например, форма насекомого, такова, чтобы избежать птиц и других угроз жизни. Но возьмем Новогвинейского палочника, насекомое полностью напоминающее по виду лист. Конечно, он таков, чтобы маскироваться под листья. Но каким образом — у совершенно разных химически организмов (листа и насекомого) возникает одна и та же форма? Или возьмем наши сосуды и деревья, колонию бактерий и морозный узор на стекле. Или камень Родохрозит — по форме напоминает букет роз. Во всем этом видно, что форма образуется разными молекулярными соединениями, на разных масштабах, но по одному прообразу.

Мы имеем органику живой природы, но двух разных царств: растительного и животного, сформировавших одну форму. Такое же сходство демонстрируют царство минералов и растений, также созданных по одной Идее, прообразу. Встречаются и вещи вообще совсем разных категорий – бактерии и рисунок мороза на стекле.

Таких форм множество, если приглядеться к природе и Вселенной.

Недаром также у масонов Бог зовется «Великий Архитектор», а Вселенная рассматривается не как игра случая в хаосе, а разумная «Программа», живое Слово.

Феномен самой «материи» загадочен. Делима ли материя до бесконечности? Может быть она образует новые и новые масштабы, как только в них проберется наблюдатель?

Мой преподаватель философии, к. ф. н. Г. В. Хлебников, как-то пересказал нам на лекции суть одного фантастического рассказа: у Бога стояла задача написать письмо, и этим письмом и оказалась Вселенная.

 

© Ольга Атман, 2010 г., редакция 2019 г.

Поделиться ссылкой: