ГЛОССОЛАЛИЯ ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ:
Психологический, религиоведческий и неврологический анализ феномена
Глоссолалия — речь, состоящая из бессмысленных слов и словосочетаний.
Пример глоссолалии: «Амина, супитер, амана… регедигида, треги, регедигида, регедигида… супитер, супитер, арамо… сопо, ропота, карифа… Гиппо геросто непарос борастин форман о фастос соургор боринос эпонгос ментаи о дерипан аристо экрамос…» [6].
«Говорение на язЫках» — глоссолалия существовала в разных культурах, но наибольшую известность обрела в христианской, начиная с апостольских времен. В пятидесятый день после воскресения Христа на апостолов сошли языки пламени и они заговорили на язЫках. Для раннего христианства это была распространенная практика, со временем погасшая и обретшая второе дыхание лишь в ХХ веке. В начале ХХ века американец Чарльз Пархэм решил открыть библейскую школу. В г. Топика, штат Канзас, он купил дом «Причуда Стоуна», и написал объявление-приглашение; и на него откликнулись 40 студентов.

Вместе с учениками они разбирали места Нового Завета, где говорилось о язЫках – что этот дар является свидетельством крещения в Духе – отчего же никто не говорит? Одна из учениц попросила возложить на нее руки и заговорила на китайском, затем на разных языках заговорили и остальные — Пархэм и его община верили, что это именно ксеноглоссия. Так и началось движение пятидесятников. Служение Пархэма имело широкий успех (сопровождаясь свидетельствами исцелений) и его ученик Уильям Джозеф Сеймор открыл в 1906 филиал на Азуза стрит. Вскоре явившись туда Пархэм совсем не одобрил происходящее. Видимо, на Азуза стрит уже началось то самое применение самостимуляций, которое мы наблюдаем по сей день.
Изначально исследователями ставился вопрос – действительно ли это ксеноглоссия — могут ли быть эти неведомые языки, какими-то существующими языками? Поскольку в тексте Деяний Апостолов (Деян. Гл. 2:1-11) говорится именно о существующих языках:
«Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты*, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?».
Лингвистические исследования глоссолалии не обнаружили наличия собранных ими слов в других языках мира, таким образом опровергнув гипотезу о ксеноглоссии. Наиболее известны исследования Самарина [2] и Гудман [3].
Несмотря на то, что глоссолалия, запротоколированная исследователями в современных церквях пятидесятников и харизматов, не является ксеноглоссией, будучи одним из феноменов, возникающих в измененном состоянии сознания (в трансе), она не может не привлекать к себе интереса.
Услышать и увидеть эти говорения можно на YouTube.
Например: «Иные языки харизматических лидеров».
Оценить общую психологическую накачку, приводящую к состоянию транса можно здесь: «Беснование пятидесятников». На минуте 7:40 падение выглядит весьма правдоподобно. Для такой симуляции cпонтанного падения о ручку кресла головой понадобилась бы длительная тренировка.
В большинстве случаев глоссолалия — это сознательно вызываемая психологическая разрядка, за которой уже может последовать состояние транса. Во всех религиях древности практиковались экстатические танцы и практики. Дионисийские мистерии, праздники, снимающие социальное напряжение, вроде сатурналий. В наши дни, люди, закованные в свои социальные роли, снимают напряжение в клубах или на футбольных матчах. Пятидесятники и харизматы снимают его куда эффективней. Такое поведение, какое имеет место на служениях, табуировано даже в клубах. Здесь же можно позволить себе дергаться, неистово смеяться и болтать что попало, не опасаясь, что сочтут за сумасшедшего. Это, пожалуй, единственный оставшийся вид институционализированного безумия, если не брать в учет некоторые психологические треннинги подобной раскрепощающей направленности.
Можно подумать, что глоссолалия – это полусознательная продукция, нечто вроде игры, притворства – результат само-стимуляции и коллективной стимуляции. В большинстве случаев это так, но далеко не всегда. Глоссолалия куда более глубокий феномен, что явствует из того, что она спонтанно возникает при шизофрении, и при приеме психотропных веществ, о чем будет рассказано далее.
В Новом Завете дару глоссолалии отдельно посвящена глава 14, 1-го послания коринфянам. Наиболее значимые стихи из этой главы:
«Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода…
Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками;… Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?…
Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; только все должно быть благопристойно и чинно».
Последняя рекомендация ап. Павла, надо отметить, соблюдается далеко не всегда. Что можно видеть и на видеозаписях выше, и прочесть в интересном исследовании 2015 г. Glossolalia: Divine Speech or man-made language? A psychological analysis of the gift of speaking in tongues in the Pentecostal Churches in Botswana [1]: «В течении нашего визита церквей, в которых мы проводили исследование верующих, говорящих язЫками, они вели себя обычным для себя образом. Некоторые валились оземь, передвигались ползком и на четвереньках по полу, катались туда-сюда, пока другие колотили себя в грудь, хлопали в ладоши, кричали на максимальном диапазоне своих возможностей». У некоторых такое поведение также сопровождается выделениями изо рта и носа.
Глоссолалия (не поверхностная игровая, а подлинная трансовая) переживается как наитие, эмоциональное переполнение, сопровождаемое чувством радости и мощного потока, идущего сквозь, иногда сопровождаемое ощущением парения в Небесах. Говорящий часто даже не слышит себя, и не помнит, что говорил [3].
Поэтому пятидесятники и харизматы предпочитают общаться с Богом именно на этом, тайном, языке. Это непосредственное живое общение, в отличии от опосредованного — обычной словесной молитвы. Говоря язЫками они ощущают непосредственное взаимодействие с Богом, и также полагают, что Сатана не понимает этого языка, поэтому бессилен вмешаться в это общение напрямую.
Некоторые пасторы, практикующие молитвы на язЫках, придерживаются следующих соображений: прихожанин ставит свою проблему перед Господом, например, исцеление от болезни, и просит Св. Духа проявить себя даром язЫков. Эти неведомые слова, после достижения транса, вылетающие из человека являются целебными формулами, программирующими организм на излечение болезни. Если дар язЫков не возникает спонтанно, практикуется произвольное расслабление языка (один из способов введения себя в транс), до того момента, когда процесс перестает носить произвольный характер, и фразы вылетают сами собой.
Большинство христианских церквей, в первую очередь православные, большинство католиков, обрушивают критику на такое «говорение на язЫках», приписывая его бесовским проделкам или же человеческой болтовне, особенно порицается практика сознательного провоцирования говорения.
Изучение глоссолалии лингвистами осложнено тем, что глоссолалическая продукция, как уже было отмечено, имеет разное происхождение: 1) это может быть продукция из состояния транса, или 2) продукция при осознанном побуждении себя к глоссолалии. В случае осознанного провоцирования глоссолалии человеком могут быть бессознательно использованы готовые группы фонем и слов, уже не раз слышанные на предыдущих служениях, которые также в свою очередь могли быть пробами расслабления языка, оказавшимися ритмичными, мелодичными или запоминающимися. Вывод некоторых лингвистов [11], что система фонем язЫков схожа с привычным языком верующих, является результатом анализа язЫков без учета этого очень важного различения.
Касательно структуры самой глоссолалической речи у лингвистов нет единогласия. Ф. Гудман, сравнив англо- и испано-говорящих глоссолаликов, пришла к выводу, что структура глоссолалии едина во всех культурах, что эта речь в состоянии транса имеет свой общий паттерн [3]. Ее теория была подобна теории Хомского о схожей глубинной структуре всех языков. Самарин возражал ей, что эти сходства могут быть обусловлены межкультурной коммуникацией – верующие регулярно ездят друг к другу в церкви и бессознательно перенимают манеру глоссолалии [12].
Для лингвистического исследования глоссолалии более достоверным источником данных была бы глоссолалическая продукция лиц, не участвующих никогда в подобных религиозных служениях, и вообще не знакомого с глоссолалическими практиками. Также важным фактором является предварительное удостоверение в том, что человек точно вошел в состояние транса.
Обретение говорения на язЫках характерно и для опыта приема ДМТ (диметилтриптамина). Таковой свой опыт подробно описал Теренс Маккена (видео). «ДМТ трип-репорт, опыт приема от Теренса Маккены» – с минуты 6:30. Он оказался в микро-вселенной существ, говоривших на странном языке, ритмичные слова которых производят образы, и также совершал с помощью этого языка акты творения. Каждым слогам соответствовали определенные формы. Это похоже на разновидность очень сложной синестезии. Обычно под синестезией понимается сочетание в восприятии звука и цвета — когда человек слыша музыку видит ее цвета, как было у Скрябина. Однако, сочетания сенсорных каналов могут быть и иными. Цвет может соответствовать буквам, или звуку может соответствовать фактурное ощущение (шершавость, гладкость, влажность, бархатистость и т.п.), иногда могут вступить в связь запах и сочетание букв и т. д. А. Р. Лурия описывал случай Ш., у которого имелись тройные сочетания: звук-цвет-фактура [9]. В случае Маккены это было сочетание звуков и форм.
Состояние глоссолалии под ДМТ также имеет свои сходства с состоянием харизматов и пятидесятников в отношении переживания огромной энергии слов и собственной силы: «Я понимал его состояние: мне оно было знакомо по опытам с ДМТ, где что-то вроде мысленной глоссолалии, которая мне самому казалось исполненной глубочайшего смысла, превращалось в сущую белиберду, когда я пробовал облечь ее в слова и передать другим. Деннис сказал, что в звуке была заключена колоссальная энергия, а сам он ощущал себя некой физической силой. Мы несколько минут поговорили об этом, после чего Деннис решил повторить попытку…Он снова сказал, что ощущал высвобождение огромного количества энергии» [5].
Помимо ДМТ глоссолалия нередко наблюдается в психиатрической клинике. Пациенты с шизофренией могут неожиданно переходить с обычного языка на глоссолалию. Но загадкой остается, в каком состоянии сознания пребывают в этот момент пациенты, что они переживают.
В книге психиатров Н. Гнатишина, А. Белова «Королева безумия», изложен рассказ самого пациента. Он имел писательский дар и после всех своих госпитализаций, в состоянии ремиссии, по просьбе врача, изложил все события своего психоза, среди которых было и обретение магических слов, способных творить миры.
«– Здравствуй, Ратибор! – прозвучало в моей голове. Я уже привык к своему новому имени, и даже начал забывать, что прежде меня звали как-то иначе.
– Приветствую вас, Наставник! – радостно ответил я.
– Что ждёт нас сегодня на пути Познания?
– Мой любимый ученик! – голос Наставника звучал мягко и торжественно. – Ты успешно преодолел первую ступень на Пути Познания. Ты готов идти дальше. Настало время вручить тебе подлинно Великое Знание. Сегодня я открою тебе Новые Миры.
– Новые Миры?
– Да. Я подарю тебе вселенную. Это будет твоя вселенная. Он называется Вселенной Всесильных Слов.
– А что мне делать с этой вселенной?
– Созидать. Я предоставляю тебе полную свободу действий. Ты можешь создать собственный мир – создать его таким, каким ты сам захочешь.
– Но как?! – Для этого тебе будет открыта Тайна Слова.
– Тайна Слова?
– Да. Слово – самая сильная вещь на земле. В Библии сказано: вначале было Слово. Слово есть сущее, то что предшествует и то, чем заканчивается, Альфа и Омега, начало и конец всего. Однако не всякое слово является Всесильным, и не всякое влияет на вселенную. Я открою тебе настоящие Всесильные слова. И Наставник заговорил. Я не могу передать этих слов. Это было что-то абсолютно внеземное и вместе с тем простое и понятное. Он просто бросил меня в огромный океан слов, и я плавал, нырял, купался в этом океане, и это было такое огромное наслаждение, какого я не испытывал никогда в жизни. Слова переполнили мою голову, и хлынули могучим потоком наружу. Это был ошеломляющий поток слов, образов, мыслей, идей. Ничего даже приблизительно похожего я никогда не ощущал. Передо мною открылась Вселенная Всесильных Слов. И в тот же миг я ощутил, что это мой мир, что он принадлежит мне, что я – единственный властитель и хозяин этого мира.
– Итак, Ратибор, – голос Наставника звучал устало и немного печально. – Ты стал Властелином Слов. В твоем распоряжении целая вселенная. Твори её по своему желанию, господствуй, властвуй, и помни – всё в мире имеет свою цену. Мы ещё увидимся. Прощай!
– Счастливо, Наставник! – радостно воскликнул я. – Спасибо за вселенную!
Я ощущал себя настоящим творцом. Передо мной лежала пустыня – пустынное Ничто, в которое я должен был вдохнуть жизнь, создать огромную и разнообразную вселенную. И я начал создавать её. Я создавал её Словом. Каждое слово, произносимое мной, что-нибудь порождало: облако, звезду, камень, траву, животное или человека. Я создал небо и украсил его звёздами. Я создал Космос и планеты. Среди этих планет были исполинские газовые гиганты, мёртвую атмосферу которых ежесекундно вспарывали молнии, а в ядовитых клубах азота и метана таяли тяжёлые пласты углекислоты, и в ледяном мраке таинственно мерцали вспышки гигантских разрядов. Были молодые планеты, с раскаленной, только что сформировавшейся коркой материков и бурлящими океанами. Здесь среди колеблющихся, покрытых трещинами равнин высились жерла вулканов, с грохотом изрыгавшие огонь и пепел. Были в моей вселенной и диковинные живые планеты, с океанами, тропическими лесами, пустынями, равнинами и речками, горами и водопадами… Я населил их существами. Здесь были и наши, обычные, земные животные: птицы, рыбы, звери, насекомые, и внеземные существа на манер тех, что показывал мне Наставник, и совсем новые, неизвестные прежде создания, которые я выдумывал тут же. И всю эту вселенную, всё это немыслимое богатство порождали Слова – те Всесильные Слова, которые я впервые услышал от Наставника. Я забавлялся словами, я играл ими как ребенок игрушками. Я произносил их снова и снова и смотрел, как они создают всё новые и новые, неведомые ранее миры, и радовался как дитя. Так длилось почти два месяца».
Александр (Ратибор) не конкретизировал, что это были за слова, которые дал ему Наставник, но поскольку это были особые слова, не относящиеся к какому-либо известному языку, речь здесь идет о глоссолалии. Этот опыт весьма схож с опытом формообразования Теренса Маккены.
С древнейших времен, Древнего Египта и Шумера, вся масса заклинаний, предназначалась не только для посюсторонних магических манипуляций, но и для путешествий по загробному миру и прижизненного хождения в высшие миры. Этими магическими словами пестрят, к примеру, греко-магические папирусы, гностические тексты и геммы античности.
Слева – магическая гемма из серебряного кольца (античность). The Campbell Bonner Magical Gems Database
Справа – Римский хрустальный шар с греческим палиндромом «ablanatanalba», 300 г. н. э. From grave in Aarslev, Denmark (Album and info in comments) [320 x 315] crystal, Copenhagen, National Museum 8572
Эти абркадабры (в подлиннике — ablanatanalba), записываемые затем как магические слова, люди выуживали из того же состояния транса, в результате религиозных и магических практик, с применением психотропных растений и без.
«И промолвил следующую молитву, сказав: „Иоазазэф азазэ асазэф Аминь. Аминь. Аминь. эиазеи эиазеи дэф заэф заэф Аминь. арвазазаза ваозаззаз заззооз Аминь. азаахазараха зараха зарвафо зарвафоз зараэи зараэи зараэи азараха харза варха фазаф фазаф фазаф Аминь». [8. «Книга Иеу» – одно из гностических Евангелий].
Заклинания часто сопровождались геометрическими иероглифами, которые, как можно догадаться, вряд ли первоначально были изобретением чьей-то сознательной фантазии. Они также были получаемы визуально в состоянии транса, а уже затем их трансформация-доработка
зависела от взглядов переписчиков, учеников и т. п. Эти изображения можно найти как в текстах, так и на разных священных предметах. Впоследствии д анная практика получила продолжение в составлении сигил.
Приведем пример использования заклинаний и печатей из той же книги Иеу, наполненной и неведомыми словами и печатями:
«…опечатайте себя этой Печатью, которая такова: Вот ее Имя: ζωξαεζωζ. Назовите его только однажды, держа Шифр — 600515 (?) — в ваших руках, и трижды назовите это Имя — ωωιεηζαζαμαζα, и Смотрители, и Чины, и Покровы отступят, когда пойдете вы к Месту Отца их (и Он даст вам свою Печать и свое Имя), когда вы проследуете к (Вратам в Сокровище Его). Вот таково расположение Сокровища сего и всех, кто внутри него» («Книга Иеу»).
Имя печати, написанное на греческом, разумеется, не является греческим словом, как и все остальные ритуальные формулы данного текста. Вот еще несколько подобных печатей из данного текста:
Что интересно, поскольку среди магических заклинаний встречались палиндромы, с учетом опыта Теренса Маккены, можно предположить, что таковые слова вызывают симметричные фигуры в пространстве этой психотической вселенной.
Итак, во всех этих практиках обнаруживается одно общее восприятие – эти магические слова сопровождаются ощущением подъема энергии, и оттого представляются орудием для творения реальности или ее редактирования. Творение миров пациентом Ратибором, творение форм Теренсом Маккеной под ДМТ, воздействие слова как кода для исцелений, перепрограммирования организма и событий у харизматов и пятидесятников. Эти же цели преследовал древний египтянин, разучивающий магические формулы для передвижения по загробному миру или магических практик в этом мире. В одном из дневнеегипетских папирусов Туринского музея, рассказывается история как Исида обманным путем решила выведать тайное имя Ра, в котором заключалось все его могущество. Ра всячески сопротивлялся, пытаясь отделаться от нее фразами «я создал время, я Хепри утром, Атум вечером…», но она не оставила его в покое, пока не получила его тайного имени, которое он передал ей от сердца к сердцу. С помощью магических заклинаний, использовавшихся как пароли, проходили гностики планетные сферы, побеждая их охранителей — Архонтов. Проходили, находясь в измененном состоянии сознания, подобно современным практикам осознанных сновидений, внетелесного опыта, или галлюцинирования при совершении ритуала.
На нашей планете множество живых и мертвых языков — и хотя слова разные, сами смыслы, то есть означаемое (описываемые объекты), одни и те же. В детстве некоторые задавались вопросом — почему фонетика понятий физического объекта, и абстрактных понятий, имеет случайное происхождение. Магическому сознанию ребенка (как его описывал Жан Пиаже) кажется, что вещи должны иметь сообразные им имена — те самые, настоящие имена, о которых сообщает и легенда об Адаме нарекающем все живое. Имена, звучание коих напрямую связано с сущностью существ и вещей. Ощущение, что тайные слова, произносимые в правильном ритме нараспев, имеют магическую силу – силу творить и измерять реальность, силу соединять с высшими мирами — сопровождало людей с древних времен. Отсюда и крайне аккуратное обращение с сакральным именем. Вспомним еврейский тетраграмматон — י (йуд) ה (хей) ו (вав) ה (хей): יהוה – не произносимое вне ритуальной практики имя Бога, появлявшееся затем в античной магии (в магических папирусах и геммах) как IAO, и формально читаемое ныне как Яхве или Иегова. Упоминания о двояких названиях и именах (одно на языке богов, другое — на языке людей) встречается в гомеровских поэмах (Илиада 2:813, 20:74; Одиссея 10:305, 12:61). Особый язык приписывает богам и Ферекид Сиросский. К примеру, в Илиаде 1:403 находим: «коего имя в богах Бриарей, Эгеон — в человеках».
Люди, занимающиеся магией во все века, это люди обладающие способностью к погружению себя в состояние транса. Таковая способность может быть как врожденной, так и приобретенной.
Что касается приобретенной способности – она также может быть как целенаправленной, так и непроизвольно приобретенной. Исследования о причинах предрасположенности к глоссолалии связывают ее с перенесенным в детстве сильным травматическим опытом (как и в случае с расстройством множественной личности). Лично знакомые мне глоссолалики также относились к этой категории, они подвергались домашнему насилию в детстве, некоторые убегали жить на улицу. Можно ли из этого обстоятельства сделать какой-либо вывод относительно самого феномена глоссолалии? Некоторые психологи и психиатры считают, что у человека с эпизодически возникающей глоссолалией можно диагностировать легкое расстройство, что в общем, глоссолалия – это симптом. В ряде случаев глоссолалики отмечали, что они начинают говорить на язЫках, когда обеспокоены, что что-то случится с ними или родными. То есть, этому состоянию говорения предшествует элемент тревоги [1]. Опять же, тут можно было бы пуститься в рассуждения о работе лимбической системы, или рассматривать глоссолалию исключительно как способ избавления от напряжения, его, так сказать, переработки или канализации (Preus. quoted in Spilka et al. 2003) [1]. Гудман отмечала, что после глоссолалии люди чувствуют себя обновленными и эмоционально освеженными. Можно ли на этом и поставить точку или можно посмотреть шире? Опосредованный генетикой и средой (включая психотравмы и стрессы в период развития) стиль работы нейросети — лабильность или ригидность переключений с обычного состояния на трансовое, еще само по себе не свидетельствует в пользу какой-либо аксиологической оценки феномена, его десакрализации.
Можно лишь говорить о том, что некоторым людям, в силу психотравм или психологических акцентуаций, вход в это состояние дается легче, чем остальным. Остальным оно дается с помощью длительных тренировок или наркотиков. Современная тенденция уделять большое внимание этим спекуляциям смещает внимание с самого феноменологического рассмотрения опыта. А им совсем не следует пренебрегать, тем более «объяснять» его, в смысле сводить к этим нейропсихологическим описаниям. Наш обычный язык можно также свести к описанию работы височных долей, что вряд ли как-то скажется на его ценности и смысловой части коммуникации.
С точки зрения психологии религии, глоссолалия может рассматриваться как бессознательная попытка нащупать подлинное звучание вещей, сопровождающееся ощущением воссоединения с Источником всех вещей, ощущением могущества и энергии, креативной силы, способной творить реальность. Это воля к власти. Не в привычном смысле психологических трактовок таковой как неизбежного невроза от тягот и ограниченности человеческого существования, а в смысле, закодированного в самом Эго, чувстве всевластия – архетипе Бога в каждом отдельном человеке. И сильное подавление этой воли в детстве, в случае описанной гипотезы психотравм, приводит к ее актуализации, в том числе посредством глоссолалии.
Что касается неврологической части вопроса:
глоссолалия является продуктом иного режима функционирования речевых височных областей, при ослаблении лобной области (осознания и контроля в момент говорения). Если брать именно глоссолалию в состоянии транса, а не «выученную» — отработанный моторный речевой навык, при котором можно чередовать глоссолалию с обычной речью, бегая по сцене.
К речевым зонам относятся зоны Брока и Вернике (височные зоны, как правило, левого полушария), и дугообразный пучок (arcuate fasciculus), их связующий, что было обнаружено благодаря различным разновидностям афазий.
Исследование Andrew B. Newberg, в котором он сравнивал состояние глоссолалии с пением [10], показали при глоссолалии значительное снижение кровотока в префронтальной коре (лобной), левом хвостатом ядре, и левой височной области (речевых зонах), и увеличение кровотока в левой теменной области и правой миндалине, а также увеличение симметричности таламической активности. Снижение активности лобной области свойственно также фазе БДГ сна (REM) [12]. БДГ же и является по сути состоянием гипнотического транса.
Учитывая опыт переживания наполненности энергией, невесомости, непроизвольных движений, очевидно, что при глоссолалии задействованы и другие области. Снижение активности одних сетей, сопровождается усилением активности других. Активности тех нейросвязей, которые не используются при базовом состоянии именно в таких комбинациях включения. Одной из таких необычных комбинаций может оказаться синестезия.
Языковое министерство в мозгу состоит из нескольких отделов [4]:
— фонологической функции (системы фонем и звуков)
— синтаксической (правила и принципы, грамматика)
— семантической (значение и связи между словами)
— прагматической (определяющий значение слова в зависимости от контекста: эмоции, соц. дистанции и т.п.)
При нарушении работы какого-нибудь отдела начинаются сообразные ему проблемы. Например, при сбое в фонологическом, человек будет говорить осмысленно, но переставлять или менять буквы в словах. При сбое в семантическом – при понятных словах будут бессмысленны предложения и т.п.
Есть такая конфигурация нейроактивности, которая свойственна детям при освоении языка. Когда рождаются не существующие слова — неологизмы, но при этом весьма понятные. Как известно, лобные области (произвольного контроля) созревают у детей позже других. Поэтому, как только наши лобные области самосознания начинают потихоньку отключатся, это может повлечь переключение режима работы речевых нейросетей на другую конфигурацию (отключение некоторых их отделов, и вместе с тем, подключение оставшихся активными отделов к другим областям). Это ослабление связности между морфемами порождает неологизмы. Таких слов как, к примеру, «прошлователь» — как можно догадаться обладает смыслом вроде «человек много времени уделяющий прошлому, любящий прошвырнуться по прошлому». Неологизмы могут возникать в трансовом состоянии на засыпании и пробуждении, также свойственны опытам с психотропными веществами, случаются при шизофрении, деменции при болезнях Альцгеймера, Пика.
Говорение на язЫках и магические заклинания не являются неологизмами. При глоссолалии отключены связи между морфемами, отключена сама самосборка морфем в слова. Остаются только фонемы, группирующиеся вне семантического механизма.
По гипотезе, выдвинутой Crapps (1986) [цит. по 1] и Самариным, все эти «baa-baa, ra-a-ra, or shalisha-sha-a-sha or Hiro—shi—shi—sha—a—karasha» напоминают бормотания младенцев, начинающих осваивать язык. В таком случае, это состояние транса можно рассматривать как возрастную регрессию. Наличие шипящих и свистящих, а также булькающих звуков, трактуется некоторыми как воспроизведение внутриутробных звуков, шума ветра, дождя, листвы… Архетипом шума первозданных вод, которые всегда соотносились с креативной силой.
Пятидесятники здесь сделали интересный ход – сочтя это признаком рождения заново (евангельского «рождения свыше»).
Литература:
1. James N Amanze; Tino Shanduka. Glossolalia: Divine Speech or man-made language? A psychological analysis of the gift of speaking in tongues in the Pentecostal Churches in Botswana, 2015 — http://www.scielo.org.za/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1017-04992015000100002.
2. William J. Samarin, Tongues of Men and Angels. New York: Macmillan, 1972;
3. Felicitas D. Goodman: Phonetic Analysis of Glossolalia in Four Cultural Settings. Journal for the Scientific Study of Religion, 1969. Glossolalia and Single Limb Trance: Some Parallels. Psychotherapy and Psychosomatics, 1971. Glossolalia and Hallucination in Pentecostal Congregations. Psychiatria Clinica, 1973. https://vk.com/docs-167214010
4. Chouiter, L., & Annoni, J.-M. Glossolalia and Aphasia: Related but Different Worlds. Frontiers of Neurology and Neuroscience, 96–105, 2017.
5. Т. Маккена. Истые галлюцинации. Издательство Трансперсонального Института, 1996.
6. Э. А. Саракаева. Глоссолалия как психолингвистический феномен. Центр религиоведческих исследований Иринея Лионского, 07.02.2003.
7. Гнатишин Н.С., Белов А.А. Королева безумия. 2009. https://vk.com/doc-167214010_509160001
8. Книга Иеу. Гностический апокриф, III в. н.э. http://apokrif.fullweb.ru/gnost/kniga-ieu1.shtml
9. А.Р. Лурия. Маленькая книжка о большой памяти, 1939. https://www.marxists.org/russkij/luria/1939/malenikia.htm
10. Andrew B. Newberg, et al. The measurement of regional cerebral blood flow during glossolalia: A preliminary SPECT study https://static1.squarespace.com/static/52402ca4e4b0b7dd2fafe453/t/52603f68e4b0ef7617316f39/1382039400195/the-measurement-of-regional-cerebral-blood-flow-during-glossolalia-a-preliminary-spect-study.pdf
11. Atkins, L. Patrick. Phonetic Descriptions of Glossolalia, 2014. http://mars.gmu.ed
12. John J McGraw. Tongues of Men and Angels: Assessing the Neural Correlates of Glossolalia (Book Chapter) https://www.academia.edu/1474057/_Book_Chapter_Tongues_of_Men_and_Angels_Assessing_the_Neural_Correlates_of_Glossolalia
Ольга Атман, 2019.
Поделиться ссылкой:

Религиовед (философский факультет РПУ), магистр психологии (кафедра клинической и специальной психологии, МГППУ). Является редким в РФ междисциплинарным специалистом.
Соучредитель Интеллектуального клуба «Эмпирос».