Меню Закрыть

Измененные состояния сознания:

психопатологии, гипнотический транс, медиумизм, осознанные сновидения, внетелесный опыт, психоделический опыт

 

Что общего между этими перечисленными сферами опыта?

Можно заметить, что далеко не всегда и не у всех, разбирающихся в чем-то одном есть знание о другом. Например, практикующие осознанные сновидения (ОС), внетелесный опыт (ВТО) или употребляющие психоделики, далеко не всегда интересуются психиатрией и гипнозом. Аналогично и обратное – далеко не все отечественные психиатры, интересуются гипнозом, состояниями, вызванными психоделиками, и тем более практиками ВТО и ОС.

Поэтому кратко описать и показать эти связи будет совершенно не лишне.

ИСС (измененные состояния сознания) – спектр состояний, на базе транса, которые можно реализовать, сознательно используя психотехники или психоделики, гипноз, либо же попасть в них непроизвольно (при психопатологии).

 

Гипнотический транс

Немножко истории.

Состояние транса можно разделить на два вида:

1. Произвольный: гипнотический и самогипнотический – оба являются произвольно вызванными (первый по согласию быть загипнотизированным, второй — соответственно).

2. Непроизвольный.

 

Исторически известны – медиумический транс, в крайнем своем виде – одержимость. Степень произвольности/непроизвольности сугубо индивидуальна, и могла варьировать даже у конкретно взятого медиума. Равно как и одержимость, могла произойти как спонтанно (что и относится к психопатологиям), так и быть сознательно вызвана употреблением естественных психоделиков, танцем, ритмом барабанов, под которые шаман входил в состояние одержимости, или сохраняя свою личность, путешествовал в потусторонний мир.

Еще в XIX в. было установлено, что состояние характерное для, так называемой, «истерии» полностью идентично состояниям в стадиях гипноза (а медиумизм ни что иное, как спонтанный, произвольный или непроизвольный самогипноз). Диагноз «шизофрения» был введен Э. Блейлером лишь в 1908 г. И его связь с гипнотическими состояниями (каталепсия, сомнамбулизм) также прослеживается.

Отсюда ясно, почему многие психиатры и неврологи XIX-нач.XXвека, практиковавшие гипноз, интересовались спиритизмом, и исследовали медиумов (большинство из которых считалось истеричками). Из наиболее знаменитых фигур психиатрии, активно изучавших разные паранормальные феномены были Пьер Жане, Чезаре Ломброзо, Энрико Морселли, Карл Густав Юнг, Владимир Бехтерев. Пожалуй, стоит еще отметить психолога и философа Уильяма Джеймса, который много занимался исследованиями диссоциативных состояний и теории которого оказывали влияние на вышеперечисленных.

Речь пойдет о состоянии транса, описываемом в классическом гипнозе, который практиковали неврологи и психиатры. Центрами обучения были Сальпетриерская лечебница (учениками Шарко были П. Жане, Бине, Фере, Фрейд, Бехтерев) и Нансийская школа гипноза (Льебо, Бернгейм). Получить научное представление о возможностях гипноза и об истории гипноза, можно зайдя в нашу библиотеку (https://vk.com/docs-167214010). История гипноза наиболее полно изложена в работе Бине и Фере «Животный магнетизм» 1890 [1]. Все последующие современные книги по классическому гипнозу, применяемому в медицине и психотерапии, мало что добавили к теоретическому вопросу, разве что внесли некоторое разнообразие самих приемов гипнотизации.

Гипнотически вызванный транс можно определить, как сон с раппортом.

Для определенности, сопоставляя психопатологические состояния с состояниями здорового человека при гипнозе, возьмем классификацию стадий транса по Е.С. Каткову и Г.В. Рожковскому. Кратко:

1. Настройка раппорта (легкий транс, начальные изменения перцепции).

2. Каталептическая стадия (восковая гибкость, автоматизм, частичная анестезия).

3. Сомнамбулизм (достигаются: галлюцинации, анестезия, смена личности, по выходу амнезия).

 

Самой глубокой стадией является 3-я, называемая стадия сомнамбулизма, как и прочие стадии, имеющая вариации по степени углубления от 3.1. к 3.3.

То есть, известный всем сомнамбулизм – хождение во сне — называемый в МКБ-10 «расстройством сна неорганической природы», может быть вызван при помощи гипноза. Поэтому, есть способ введения в гипноз прямо из сна.

 

Транс и психиатрия

Для 3-й, сомнамбулической, стадии характерны галлюцинации, возможные как с закрытыми, так и открытыми глазами. Именно это мы и имеем при шизофрении, или при симптоме галлюцинаций в чистом виде, вызванном переутомлением, интоксикацией, депривацией…

Галлюцинации можно подразделить на два основных типа:

 

1. Восприятие личности

Тут есть два варианта:

1) Сохраняется своя личность, но теперь она с «подселением» (вторгается некая посторонняя сила, содержание, манеры, моторика),

2) полностью иная личность или существо.

 

2. Восприятие окружающего мира

Также с вариантами:

1) Внешняя реальность сохраняется, но в нее можно добавить что угодно,

2) Внешняя реальность полностью исчезает из восприятия и восприятие разворачивается в полный «онейроид», клиент в Раю, Аду, в гостях у инопланетян, в другом измерении…

 

Возможны разные комбинации:

1. Личность вообще не претерпевает галлюцинаторных изменений, но оказывается в измененной реальности.

2. Личность изменилась, но находится все еще в объективной реальности (воспринимает комнату, где находится и т.п.)

3. Изменяются и личность, и окружающий мир.

 

Пьер Жане [3], Шарль Рише [9], и другие гипнотизирующие врачи, описывали, как легко изменить личность сомнамбулы, превратив барышню в генерала, архиепископа, крестьянку или даже даму борделя, а также отправить эту новую личность в любые «декорации» – на поле боя, в прошлые века, на Луну или на Марс.

Фильм «Путешествие на Луну» / Le Voyage dans la Lune (1902) / Жорж Мельес / Georges Méliès / Франция

Изменения личности, возможно не только в человеческую, легко осуществить и превращение в животное. По сведениям из интернета, В.В. Кучеренко при сеансах гипноза с Д. Донцовой превращал ее в птеродактиля. С точки зрения самого механизма, в этом нет ничего невероятного — такие трансформации личности многие испытывали и в обычном сне. Разница лишь в том, что ощущать себя птеродактилем в сомнамбулизме клиент будет со 100% реалистичностью самоощущения себя птеродактилем!

Полагают, что в этом заключается и объяснение ликантропии, и известных еще со времен Навуходоносора (царя Нововавилонского царства, превращавшегося в зверя), оборотнических историй. Оные превращения встречаются и при шизофрении. Диссоциативный опыт (отделение от своей личности) и становление другой личностью известен также как отдельная нозология – расстройство множественной личности. Для этих пациентов характерны: амнезия (одна личность не помнит о том, что делала другая), дереализация, деперсонализация, парестезии, анестезии, изменения в восприятии размеров тела, и также внетелесные ощущения (ВТО) [6]. Знакомый набор для состояния гипнотического транса — тот случай, когда личность изменилась, но находится все еще в объективной реальности, и состояние транса накатывает регулярно, становясь привычным режимом жизни.

Ш. Рише [9] писал «можно уверить усыпленных субъектов, что они превратились в то или иное животное, что нос необыкновенно увеличился, что у них 3 руки, один глаз». Можно предположить, что известные психиатрии дисморфофобии и нарушения схемы тела являются закрепившимися в памяти состояниями схемы тела, полученными в гипнагогическом состоянии (перед сном, на пробуждении или в самопроизвольно возникшем трансе на фоне стресса и т.п.), и выгруженными в режим бодрствования. Гипнотизеры отмечают, что при выводе клиентов из гипноза, те могут притащить с собой куски из сомнамбулизма, и приходится «довыводить» их снова.

Что касается «декораций», то есть развертывающегося пространства событий, миров прошлого, будущего, иных цивилизаций… в состоянии стадии 3.3., восприниматься эта «реальность» будет не как во сне, а со всей реалистичностью, не уступающей восприятию объективной реальности в состоянии бодрствования.

Также в гипнотическом состоянии выявляются и изменения перцепции. Во время парадоксальной фазы (это 3-я) на слабые условные раздражители наблюдается большая по величине условнорефлекторная реакция, чем на сильные раздражители. Такие реакции (описываемые как гиперсенситивность — вызывающая сенсорные перегрузки и мелтдаун, и гипосенситивность – сниженная чувствительность к высокой/низкой температуре, боли) типичны при аутизме, как и нарушения интероцепции и проприоцепции [10]. Анестезия, анальгезия, синестезия также характерны как для гипнотической фазы, так и встречаются при аутизме [10], шизофрении. Отмечающиеся при аутизме — мутизм, негативизм, эхопраксия (так называемые – «стереотипии»), эхолалия (повторение услышанных слов), вербигерации (автоматическое постоянное повторение слов, фраз) – все входят в симптоматику кататонии. У некоторых аутистов отмечалась даже каталепсия [20]. Эхопраксия, эхолалия, вербигерации, стереотипии свойственны до какой-то степени и детям, обучающимся управлять своим телом, учащимся говорить. Трансовый режим является в принципе свойственным людям в любом возрасте, одним больше, другим меньше.

Весь этот спектр кататонии проявляется в «каталептической стадии» 2.1-2.3 по Каткову. Нозологически более известная каталепсия (застывание в одной позе) – является лишь разновидностью кататонии.

Больные шизофренией также нередко непроизвольно переходят к каталептической стадии – 2 по Каткову — демонстрируют симптоматику кататонии: восковую гибкость и ступор (каталепсия), стереотипное раскачивание, негативизм, мутизм (отсутствие речи), автоматическое повторение движений (эхопраксия). Перед психозом отмечается нарушение сна [4]. Именно это состояние поражало практикующих гипноз неврологов-психиатров, ибо в нем человек представляется автоматом без воли. Велись жаркие диспуты, до какой же степени в стадиях 2 и 3 может исчезнуть личность, сознание, воля. Интересно, что в современных статьях (в отличии еще от психиатров XX века), посвященных кататонии, совершенно не упоминается о том факте, что она возникает и при гипнозе, а единственными средствами ее лечения признается бендиазепин (lorazepam) и ЭСТ (электросудорожная терапия) [16]. В то время, как успешные гипнотизеры сообщают, что нет особых сложностей восстановить потерянный раппорт, даже с сомнамбулами, загипнотизированными другими неопытными гипнотизерами, потерявшими раппорт с клиентом. Встречаются лишь единичные попытки гипнотического вывода из кататонии [14].

Отдельно стоит упомянуть дереализацию и деперсонализацию, при которых люди описывают свое состояние «как во сне», «все отдаляется, я как в стеклянном коконе, звуки кажутся далекими, всё как в тумане…», «руки и ноги легкие, чаще ими двигаю, чтобы удостовериться, что они мои», «слышу свой голос и не узнаю, звучит как-то измененно», «мысли из головы пропали, трудно даже что-то представлять», отмечают замедление времени, притупление болевой, тактильной, температурной, вкусовой, проприоцептивной чувствительности – все это также соответствует гипнофазе. Дереализация напоминает эффекты на стадии 1.3. человек ощущает, как мысли замедляются, всё погружается в дымку (если глаза открыты, еще заметнее это при концентрации на точке), все окружающие звуки отдаляются, и при углублении стадии вовсе перестают восприниматься, единственный голос, который воспринимает человек в гипнотическом трансе – голос гипнотизера (это выделенное восприятие и называется «раппорт»). Деперсонализация – более глубокое состояние, и в своем самом предельном виде, ее можно сравнить с «пустым» режимом (чистого наблюдателя), когда «персонаж» еще не выбран, а характеристики привычной личности (эмоции, черты характера) временно оказались вне «доступа сети». Поэтому в стадии 3 его можно легко поменять, надев на наблюдателя любого персонажа. Иногда в восприятии стираются границы между наблюдателем и наблюдаемым — в обычном состоянии сознания это даже тяжело себе представить (но в йоге это состояние целенаправленно достигали, но по переживанию, в силу иного отношения к нему, и способности им пользоваться, оно, надо полагать, сильно отличалось от непроизвольного патологического).

Это не значит, что гипноз столь опасен, что может вызвать шизофрению или конверсионные расстройства (истерию), или иные диагнозы или синдромы, это значит, что те состояния, в которых находятся при диагнозе (кататония, галлюцинации, анестезии, амнезии…) – это спонтанно, непроизвольно вызванные состояния сознания, которые можно создать при гипнозе – но при этом, в гипнозе, это будут лишь временные состояния (с сохранением раппорта), и по выходу из гипноза, клиент снова возвращается в обычное состояние сознания. Более того, эти состояния можно получить при самогипнозе, (аутогенной тренировке, медитации, психотехниках в гипнагогической фазе). Сходство состояния сознания при медитации и деперсонализации описаны в статье Castillo R. Depersonalization and meditation [13].

Было бы упрощением сказать, что шизофрения или аутизм, это всего лишь перманентное гипнотическое состояние без раппорта. Поскольку современная наука ищет генетические, нейробиологические причины и продвигается большей частью в фармакологическом направлении. Однако, самой психиатрии с ее диагностическими формулировками и критериями (имеющим некоторое различие по МКБ и DSM) всего чуть более века. Поэтому исследование психических феноменов через понимание трансовых состояний все еще имеет смысл. Достижением конца ХХ века было открытие нейропластичности мозга. Для работы с тяжелыми, невербальными аутистами успешно применяется floor-time, суть которой как раз в поиске и настройке раппорта, с создания которого и начинается формирование и закрепление новых нейронных связей, обеспечивающих социальное взаимодействие. Кстати говоря, идею «пластичности» мозга впервые предложил Уильям Джеймс в 1890 году, однако ей не придавали значения на протяжении последующих пятидесяти лет.

Чтобы сопоставить, насколько сходны эти субъективные состояния восприятия в трансе (вызванном психоделиками или гипнозом) и при психопатологиях, достаточно почитать и сравнить анамнезы шизофрении, или автобиографии, написанные лично шизофрениками и аутистами (особенно Ирис Юхансон, имевшей довольно глубокую форму аутизма в детстве), с описаниями людей, принявших

ЛСД, ДМТ, айяуаску. Подробнее можно прочесть в моей статье «За гранью привычной реальности» http://empiros.ru/za-granyu-privychnoi-realnosti/

В состоянии транса, чем бы оно ни было вызвано, проявляются не только одни и те же субъективные, психические феномены, но и феномены физического порядка. Например, не убираемая с лица улыбка под марихуаной является обычной контрактурой. Контрактуры также вызываются гипнозом. Это говорит о том, что одних и тех же процессов психических и мышечных (одной и той же биохимии и работы нейросети) можно достичь как химических воздействием, так и психическим.

Гипноз – есть одно из средств переключения режимов работы нейросети.

Наблюдение, что причиной появления галлюцинаций является полусонное состояние сознания, можно встретить в ряде работ психиатров, гипнологов, исследователей психотропных веществ, на протяжении всего XX в.

В «Энциклопедии стадий гипнотизма», 1996, Ормонд Мак Гилл, пишет: «Изучение гипнотизма открывает некоторые феномены, наблюдаемые при разнообразных ненормальных психических состояниях, таких как сумасшествия, делюзии, иллюзии, галлюцинации, каталепсии, переключения личностей и другие. Главным отличием является то, что при безумии эти ментальные абберации являются продуктом ума «работающего в собственной дикости» (product of a mind «running wild»), в то время как при гипнозе, эти феномены продуцируются под контролем и направляются (directed)… и на протяжении всего времени имеется интеграция личности субъекта. Изучение феномена гипнотизма раскрывает многие замечательные вещи, на которые способен человеческий разум» [15].

При таком подходе, шизофрения может рассматриваться как непроизвольное (обусловленное генетическими и средовыми факторами) застревание в режиме, вполне характерном и доступном также и для здоровых субъектов, находящихся под действием психоделиков или в 3-ей стадии гипноза. С той лишь разницей, что состояние это лишено раппорта с гипнотизером (поэтому стороннему человеку вывести из этого состояния попавшего в него невозможно, только если часами не пробовать установить данный раппорт, будучи очень опытным гипнотизером). А длится данное состояние не пока истечет срок действия психоделика, а ровно столько, сколько собственный «психоделик» будет вырабатываться в «родной химической лаборатории» мозга. Более того, после нескольких повторов психоза, состояния в котором человек оказывается один на один с новым для него опытом, он очень часто не сообщает об этом, когда его «отпускает». Он один на один «переваривает» случившееся, откапливая тревожность, которая как порох для лежащей поблизости «пушки» нового психотического эпизода. Или поделившись с ближними тем, что с ним приключилось, он встречает непонимание и стигматизацию, в итоге — состояние, в силу накала эмоций, еще более обостряется, а повторяясь становится привычным (нейросеть не раз уже обкатала этот режим и вернуться на него всегда с легкостью готова). Только в силу этих факторов состояние и определяется как патологическое, хотя по факту, по своей природе, во многом тождественно состоянию, в которое на определенный срок можно ввести здорового психически человека (гипнозом или психоделиком). Именно поэтому, небезызвестен факт, что в 60-е годы, когда испытания ЛСД были официально разрешены в США и Европе, студенты психиатры в ходе обучения проходили курс ЛСД, для обретения опыта ИСС, чтобы лучше понимать состояние своих пациентов. LSD называли психомиметиком — имитирующим состояния психозов.

 

В транс своим ходом: психоделики, ВТО, ОС

В XIX в. была выявлена связь между этими состояниями (психопатологическим и гипнотическим) и приемом психотропных веществ. Живописное описание этой связи можно найти, к примеру, у Шарля Рише в книге «Сомнамбулизм, демонизм и яды интеллекта» 1885.

Г. Моро и Ш. Рише приходят к выводу, что «три состояния – состояние сновидений, безумия и опьянения гашишом до того аналогичны, что между ними нельзя установить существенного различия». «У большинства сумасшедших, — пишет Рише, — безумная мысль имеет реальную точку отправления – какое-нибудь ощущение, боль, впечатление извне. От этого исходного пункта, в силу индукции, довольно логичной в большинстве своих пунктов, сумасшедший развивает целую ложную систему. Например, он чувствует тошноту, и рези в желудке, из этого он заключает, что его отравили, что его хотят погубить, что всех сторон его окружают враги, подмешивающие отраву в пищу…».

Другими словами – сенсорный стимул, преломленный через призму ИСС даёт некритически воспринимаемые ассоциации. Ровно как в обычном сне мы некритично реагируем на ситуации, абсурдность которых не осознаем. Например, во сне юрист пытается завершить работу с документами в срок, активно отбиваясь от рептилоидов. В обычном, критическом состоянии, он бы сказал «стоп! Стоп! Какая работа, если тут рептилоиды? Что происходит? Я сошел с ума?». Но во сне он прикладывает невероятные усилия закончить работу, несмотря ни на что. Именно это происходит при психозе при шизофрении, бредовая идея встраивается в обычные будни, не вызывая удивления. Но если в обычном сне мы имеем сниженную осознанность, и не четкое, размытое, расфокусированное восприятие, то насыщенность восприятия в трансе куда реалистичней, чем в обычном сне – иногда четкость визуального, и других сенсорных каналов восприятия, даже превышает восприятие при бодрствовании.

Можно добавить и другие примеры, когда усиленные в восприятии интероцептивные сигналы в желудке могут в силу деятельности ассоциаций привести к бредовому убеждению, что в желудке поселилась змея.

Та же работа ассоциаций, при отключении критического восприятия (свойственного состоянию бодрствования в норме), характерна для приема психотропных препаратов.

Рише приводит пример с употреблением гашиша [9].

Такая деятельность ассоциаций характерна и для обычного сновидения. И сюжет может быть вызван как деятельностью ассоциаций, основанных на событиях «изнутри» (этих внутренних миров памяти, непознанного «подсознания» или «коллективного бессознательного», или «космического сознания» по У. Джеймсу), так и на входящих сигналах от тела (идущих с экстероцептивных и интероцептивных с проприоцептивными сенсорных анализаторов), то есть с полей внешней, объективной реальности, и ее рубежей (тела). Построение сюжета сна на базе смеси этих «внутренних» и внешних сигналов описал в своих интроспективных экспериментах П.Д. Успенский. «Постепенно я убедился, что почти все повторяющиеся сны были связаны с особыми ощущениями или состояниями – с ощущениями положения тела в данный момент. Так, когда мне случалось прижать коленом руку и она немела, мне снилось, будто меня кусает за руку собака». Аналогично он детально описывает свое часто повторяющееся сновидение с болотной трясиной, возникавшей в сюжете сна даже посреди комнаты, и неминуемо засасывающей его — «Соблазнительно истолковать этот сон аллегорически – как угрозу или предостережение. Но когда я стал видеть его в «состоянии полусна», я смог установить… все содержание сна вызывалось ощущениями, которые возникали, когда одеяло или простыня стесняли мои ноги, так что невозможно было ни шевельнуть ими, ни повернуть» [12].

Обратим внимание, что постичь причину сновидения с болотом Успенскому удалось лишь тогда, когда этот же сюжет возник при его экспериментах с «состоянием полусна», то есть с гипнагогическим состоянием, или состоянием самогипноза, в котором осознание в той или иной мере сохранно. Спонтанно с гипнагогическими галлюцинациями сталкивается, по разным оценкам, 6-30% населения. К гипнагогическим галлюцинациям относят также «сонный паралич» (катаплексию сна). Однако, их могут вызвать и те, кто ни разу их не имел. В последние десятилетия было разработано множество техник, позволяющих ловить гипнагогическую или гипнопомпическую фазу, тем, кто без данной цели ее проскакивает незаметно для себя, сразу засыпая или сразу пробуждаясь. В то время как одни люди, испытывающие эти состояния непроизвольно, не редко хотят избавиться от них, многие другие, наоборот, желают их развить и разведать дела в своем подсознании, или заглянуть в «космическое сознание», если таковое возможно. Использование этого режима сознания в целях саморазвития (а кому-то только развлечения) создало целую индустрию курсов практик по осознанным сновидениям (ОС) и внетелесному опыту (ВТО). При успешной практике, углубляя состояние, практикующий достигает того же ИСС, что и потребляющий аяуаску, ДМТ, ЛСД. Опыт «состояния полусна» сходен также с легкой дозировкой гашиша, описанной Ш. Рише, и приведенном выше отрывке.

Итак, углубляя гипнагогическую фазу, можно зайти прямиком в онейроид. И этот онейроид может быть как самоуправляемым (ВТО, ОС), или управляемым на раппорте с гипнологом, так и вовсе не управляемым. В последнем случае – это онейроид в его классическом понимании.

Одним из признаков онейроида (от др.-греч. ὄνειρος — сновидение), называемого также шизофрениический делирий, являются галлюцинации, дезориентация в личности, трансформация Я, например, превращение в птицу или дерево. Все это, как вы уже убедились, характерно и для самой глубокой (сомнамбулической) стадии гипноза – 3.3. по Каткову. Психиатрам известно, что экзогенной причиной подобных психозов, с картиной, типичной для онейроида, является употребление галлюциногенов (ЛСД, гашиш, кетамин) [4]. Авторы забыли упомянуть ДМТ, к нему мы еще вернемся.

Если сильный «приход» или психоз сравним с глубоким гипнозом, то предшествует ему промежуточное состояние. Обозначаемое в литературе как «гипнагогическое», «полусонное». Данное состояние можно предположительно сравнить со стадиями 1.3, 2.1, 2.2, 3.1. гипноза по Каткову. С него начинают вход в ИСС, при практиках ВТО, или приеме более низких доз. Далее, чем глубже состояние – тем сильнее и ярче галлюцинаторный опыт (возможный уже и с открытыми глазами). При передозировке может возникать диссоциация (деперсонализация), исчезновение «я», потеря контроля.

Сходство психоделических трипов под ДМТ [11] с трипами, вызванными самогипнозом – техниками для индуцирования ВТО, ОС (внетелесного опыта, осознанных сновидений), сравнивая по описаниям те и другие, весьма значительно. Есть множество опытов сотен людей, подробно описанных Стивеном Лабержем и Михаилом Радугой, описавших также и свои собственные.

Сомнамбулизм в 3.3. стадии гипнотического транса сопоставим с ОС и ВТО. Все три отличаются от обычного сна тем, что переживания полностью реалистичны, то есть воспринимаются сенсорно настолько же живо, как живо сенсорное восприятие объективной реальности в бодрствовании. Разница же между ОС и сомнамбулизмом в том, что при ОС тело неподвижно, а при сомнамбулизме клиент также может лежать, сидеть… но может и стоять, ходить и действовать, и в 3.3. даже с открытыми глазами. При ВТО также, человек может как спать (тело в кровати, на кресле), так и идти, лететь, что-либо делать — о спонтанных непроизвольных ВТО сообщают не только люди с психопатологиями, но и вполне психически здоровая популяция при определенных условиях: попавшие в аварии, находящиеся на грани жизни и смерти (околосмертный опыт = ВТО), в реанимации (анестезия!), летчики истребителей, бегуны на большие дистанции, работающие после длительной депривации сна.

Неврологи, конечно же ищут нейрокорреляты этому состоянию. Еще в середине ХХ века было обнаружено, что у некоторых пациентов с эпилепсией при операции на мозге, от воздействия электродом в височно-теменную область (TPJ) возникали внетелесные переживания. Однако, до сих пор не было предложено таковой технологии индуцирования ВТО [19, 20]. Знаменитый в этом деле исследователь, Олаф Бланке и коллеги в неврологическом издании заключает: «Будет ли возможно экспериментально индуцировать полноценный внетелесный опыт у здоровых субъектов? Ранее ВТО был индуцирован методом прямой стимуляции мозга пациентов (Пенфилд 1955, Бланке 2002, Риддер 2007), но эти испытания были проведены на очень селективной выборке, в то время как схожие техники, такие как транскраниальная магнитная стимуляция, не индуцировали подобного эффекта» [20].

Однако, наркоз и психоделики (в частности ДМТ), не говоря уже о психотехниках в гипнагогической (а еще эффективней в гипнапомпической) фазе, и гипнозе, вполне содействуют получению ВТО. Хоть в чем-то психотехника обогнала фармакологию и техногенный путь.

М. Радуга не отделяет ОС от ВТО, видя различие одного от другого только в сюжетной части, в «декорациях». В случае с ОС – окружающая реальность может быть любой (любые эпохи, планеты, параллельные вселенные), а при ВТО сюжет такой, словно ты там, где твое физическое тело, только вышел из него. Например, при перегрузках, пилоты истребителей ощущают себя летящими рядом с кабиной, бегуны – летящими над своим бегущим телом, при травматических ситуациях, жертвы видят свое тело лежащим на месте ДТП, а сами парят над ним, аналогично, знаменитые рассказы про полеты над хирургическим столом со своим телом на момент операции, полеты по больнице, с последующим возвращением в тело. По М. Радуге, с этого сюжета можно силой мысли переключиться на любой другой. Если мы перекинем этот подход на пилота истребителя, испытывающего ВТО, то можем легко ему посоветовать полететь на Марс! Все равно за штурвалом он уже не следит! Он видит себя летящего рядом уже исключительно в своей голове! Он в онейройде. Кто же тогда пилотирует самолет? Вопрос из серии тех, которыми задавались психиатры-гипнологи в XIX веке, обнаруживая еще много загадок сознания.

Неврологи, не разделяют мистической парадигмы существования тонкого тела, и полагают, что дело сугубо в сенсорной дезинтеграции. У этого подхода есть аргументы – бывает так, что летающий над своим телом обнаруживает, что у него другая прическа, или другая одежда, или он моложе. Об этом сообщает Томас Метцингер в книге «Эго-туннель», где он анализирует внетелесный опыт, соглашаясь с еще одной его исследовательницей Сьюзан Блэкмор, что  конструируется данный опыт, начиная с вестибулярных и проприоцептивных ощущений (схемы тела), отлинковывающихся от внешних сенсорных каналов, и перелинковывающихся на «карты памяти» (таковых, конечно, нет! коррелят памяти еще не найден! Всё как-то разлито по нейросетям) с полным «приводом» видео/аудио/тактильной и прочих сенсорных карт. А взгляд с высоты и парение над телом – объясняется привычным нашему воображению умственным созерцанием карты местности, при ориентировке на местности.

С другой стороны, некоторые свидетельствуют о получении в ВТО таких данных, о которых они знать не могли. Но данные свидетельства можно только или принимать или не принимать на веру, или проверять все на собственном опыте ВТО.

Что касается «декораций», то есть развертывающегося пространства событий, будь то обычной реальности, или миров прошлого, будущего, иных цивилизаций… в состоянии стадии 3.3., и качественных (углубленных, по терминологии М. Радуги) фаз ВТО, ОС, воспринимается эта реальность не как во сне, а со всей реалистичностью, не уступающей восприятию объективной реальности в состоянии бодрствования.

Для трипов большинства людей из группы испытуемых Страссмана (он вводил внутривенно ДМТ дозами от 0,2 до 0,4мг) были характерны встречи с клоунами, эльфами, и довольно часто – инопланетянами, а еще с насекомовидными существами [11]. Прочтя про эти трипы вспоминаются виденные геммы и печати в музеях Греции, Италии, Ближнего Востока! И «насекомовидные цивилизации» там представленны, и каких только существ на них не встретишь. Умели триповать с размахом, посредством вводящих в транс мистерий, ритуалов, да на псилоцибах (а это близкая к ДМТ формула) или спорынье (на ее основе ЛСД). Множество египетских, шумерских, эллинистических сюжетов напоминают реальные трипы.

Археологический музей. Афины. Верхнее фото – кольцо, найдено Шлиманом при раскопках Трои

И, опять же, переживания восприятия столь реалистичны, что редко кто из испытуемых сохраняет критическое отношение, принимая это за галлюцинации. По выходу из трипа большинство убеждены в посещении иной реальности! Равно как и если опросить практиков ОС и ВТО. В моем небольшом опросе перевес голосов оказался на стороне убежденных в реальности посещенных миров. Главными аргументами были – наличие более четкого восприятия, чем даже в реальности (так называемая «гиперреалистичность фазы»), наличие иногда зрения на все 360 градусов (охват пространства спереди, сзади, по бокам), наличие небывалых оттенков цветов.

М. Радуга даже предпринял следующие предосторожности — «Ввиду того, что фаза (опыт ВТО и ОС) часто неотличима от реальности, существует опасность принять повседневный мир за фазу и попытаться вылететь в окно или прыгнуть с балкона… Даже были случаи, когда люди ходили по комнате и делали углубление, думая, что в фазе, поскольку схожесть переживаний с физическим миром – ее главная характеристика. Все это заставило меня запрещать новичкам прыгать в окна в фазе» [8].

При ВТО и ОС наиболее распространенным сюжетом является контакт с людьми (живыми или умершими), потом по рейтингу темные сущности и инопланетяне. Об эльфах, микросуществах, типа элементалей, практически не сообщают. А согласно Теренсу Маккене и Рику Страссману, для ДМТ это не редко. Про Маккену с его опытом я писала в статье про глоссолалию: http://empiros.ru/glossolalia/

Впрочем, такие сопоставление персонажей опыта могут быть культурно обусловлены, и к тому же, не было достаточной выборки для таких заключений.

Насобирав впечатлений испытуемых от ДМТ, Страссман, обратился к публикациям в прессе об интервью с лицами, сообщавшими о встречах или похищениях их инопланетянами, и обнаружил удивительное сходство этих историй с трипами его испытуемых. Это не удивило его, поскольку он полагал, что ДМТ в повышенных количествах естественным образом вырабатывается в шишковидной железе (той самой, которую Декарт считал местом соединения духа с телом) в предсонном (гипнагогическом) и сонном состоянии, а при шизофрении, по предположению Страссмана, происходит избыточная выработка ДМТ, независимо от цикла сна/бодрствования [11].

Михаил Радуга, впервые столкнувшийся с инопланетянами на собственном ВТО опыте [7], начав исследовать эту тему, также обнаружил, что переживающих ровно те же трипы встреч с инопланетянами, похищали, как правильно, из кровати — то есть эти люди непроизвольно попадали в состояние сонного паралича, а затем испытывали ВТО или ОС, либо сразу, минуя сонный паралич (катаплексию засыпания или пробуждения), оказывались в рядах инопланетях, разного рода сущностей, изредка Ангелов или Наставников, обычно такое состояние стресса, которое человек испытывает при этом опыте, особенно в сонном параличе, более нагоняет страха, оттого и посещающие человека сущности, как правило, не очень дружелюбны.

Пазузу, царь демонов. Лувр. Месопотамия, 1-е тыс. до н.э. Иногда изображался с хвостом скорпиона, в чешуе.

ДМТ трипы, нередко сопровождающиеся переживанием ВТО, начинались с того же, что и ВТО произвольно вызванные техниками С. Лабержа, М. Радуги – нарастающий гул в голове, вибрации в теле [5,7,8].

Поскольку данный вид опыта доступен при помощи самогипноза, доступен он и при помощи классического гипноза. Состояние в стадии 3 (сомнамбулизм), если личность остается сохранной, и дается команда помнить по выходу из гипноза, является состоянием тождественным состоянию в ОС и ВТО.

Обычно эстрадные гипнотизеры развлекаются тем, что сами предъявляют персонажей и объекты перед галлюцинирующим гипнотиком, например, – «Вы вошли в сад. Смотрите, перед вами дерево, что вы видите?» (гипнотик видит яблоко) «Сорвите! Ну как на вкус?» (гипнотик с аппетитом жует, испытывая все оттенки вкуса, даже определяет сорт). Но если пустить ход событий в более свободном русле – «куда бы вам хотелось отправиться?» — то это будет тот же ОС, только под контролем гипнотизера, на постоянном раппорте. И в отличии от ОС, остающегося только в памяти субъекта, гипноз в 3.3. приоткрывает двери этого

опыта в наш мир – мы можем слушать репортаж с места событий! Если речь идет о самогипнозе – вот вам и медиум, от лица которого вещает дух или сущность!

3-я стадия гипноза связана также с регрессивным опытом вниз по линии времени к детству, и далее с «регрессом в прошлые жизни». Большинство гипнологов придерживается мнения, что данный регресс является той же продукцией, что и любой сомнамбулический сюжет.

В какой-то степени регресс реален – если речь идет о памяти событий из далекого прошлого. Практики ОС и ВТО также отмечают, что обнаруживают себя в своей старой квартире или слышат голос матери, которая зовет их по имени со всеми интонациями, как это было в детстве, когда они играли во дворе [8]. При медитации (самогипнозе) также возможно осуществить регресс в восприятие прошлого, увидеть, ощутить, услышать все то, что было давно забыто. Проводились также опыты с восстановлением памяти под гипнозом у преступников или очевидцев преступлений, для получения дополнительных данных, которые очевидец мог видеть, но не помнить.

Другое дело – возможен ли регресс в прошлую жизнь? И здесь большинство гипнологов, в частности, директор научно-исследовательского института клинического гипноза (НИИ КГ), А. Блинков, считают, что невозможен, и даже возрастной регресс не защищен от ложной памяти [2].

Вопрос получения некоторых объективных данных из общего «информационного поля», активно обсуждался с середины XIX века, когда все еще поддерживалась некоторыми парадигма магнетизма, включающая элемент сверхспособностей сомнамбул, способных перемещаться в любое место, предвидеть и получать телепатически сведения о событиях, происходящих в отдаленных местах. В ту эпоху, хотя уже и были любители востока, но о реинкарнациях думали куда меньше, чем о стабильно существующем загробном мире, и находящихся там родственниках, с которыми пытались контактировать посетители спиритических сеансов, посредством медиумов (с которыми эти души выходили на связь).

Регресс в прошлые жизни большинством гипнологов относится к той же категории субъективного «кино» подсознания, что и контакт с умершими. «Что доказывает субъективность подобных явлений, — пишет Шарль Рише о своих пациентках в 3-ей стадии, — (хотя и доказывать тут нечего – примечание Рише) это то, что по своему желанию, я мог вводить в комнату кого хотел и мог руководить действием личностей, которых видела больная, как мне угодно» [9]. Он описывает, как и льва вводил и на воздушном шаре на Луну катал. Обычно, людям достаточно реалистичности и необычности переживания для придания ему статуса объективной реальности. Ведь от опыта восприятия реальности оно совершенно не отличимо! А бывает и реальнее! В это сложно поверить, особенно человеку, который при слове «галлюцинация» представляет себе какие-то полуоформленные фантазмы, наслаивающиеся на реальность, или что-то вроде воображения, или обычного сна. Такое понимание «галлюцинаций» близко к тому сорту их, который в психиатрии называется «псевдо-галлюцинации». Тот же сорт, который доступен в ВТО, ОС, 3.3., ДМТ, ЛСД, шизофреническом психозе, — называется «истинными галлюцинациями». Они, встроены ли в реальность, или полностью конструируют свою реальность в нуля, обладают 100% реалистичностью.

Поэтому сама реалистичность не может являться аргументом в пользу того, что все воспринимаемое существует, то есть выходит за пределы личного подсознания и его способности конструировать на базе всех полученных за многие годы элементов опыта, любые картины реальности и сюжеты. Объективность существования «прошлой жизни» или полученной информации, может быть подтверждена лишь дополнительным расследованием, убедительно показывающим, что данная информация никак ранее не могла храниться в памяти субъекта, и никак не могла быть получена бессознательно. Например, мы можем читать определенную колонку в газете, и совершенно не обращать внимание на соседнюю колонку, но это совсем не значит, что оная не попадает в поле зрения. Также, есть масса услышанного и увиденного, но неосознаваемого человеком. И именно эти, собранные краем глаза, краем уха, сведения, могут быть обработаны и поданы в лучшем виде в «пророческом сне». Касательно регресса должны быть получены и исторически проверены все данные, более того, в самом процессе эксперимента, от гипнолога не должно поступать наводящих вопросов, содержащих половину ответа. Опыты регресса, описанные в книге психиатра Майкла Ньютона, лично мне не кажутся убедительными. Упомянутый Р. Страссман, будучи психиатром, также допускает, что во время опыта ДМТ могут открываться другие миры или доступ к информации, но не описал ни одной объективной проверки.

Однако, в этом вопросе рано ставить точку. На склоне лет, скептик Рише, лично исследовавший сотни сеансов с медиумами, производящими разные феномены, переменил некоторые свои взгляды на пси-феномены, написав книгу «Thirty Years of Psychical Research» [17]. И данная книга, в виду скептического склада личности Ш. Рише, заслуживает внимания.

В заключение хотелось бы отметить крайне важную вещь. Само состояние транса (ИСС) и базовое состояние сознания (бодрствование) – это как два режима, которые можно уподобить двум стихиям, воде и земле, к примеру. Это разные среды. И попадание в воду для всех будет совсем разным опытом: можно плыть брасом, можно кролем, можно переплыть на другой берег реки, можно выплыть в море и заняться дайвингом, а можно просто попав в воду пойти топориком ко дну. В случае достижения транса прицельно и человеком, имеющим представления о его возможностях, и способах пребывания в данном состоянии – это опыт, который может быть интегральным, выражаясь языком трансперсональной психологии (берущей начало от мистического опыта религиозных традиций и теорий П. Жане и Ф. Майерса, А. Маслоу), то есть более целостным и расширенным состоянием сознания, чем при обычном бодрствовании. Интересной работой по такому последовательному исследовательскому проходу через состояния является книга Дж. Лилли «Центр циклона». В случае же непроизвольного попадания в транс (и залипания там при отсутствии информированности о данном состоянии) или несовладания с трансовым состоянием под действием психоделиков, это может быть опыт подобный погружению на дно болота со сведенными ногами, вместо исследовательского дайвинга в рифах моря.

Как полагал У. Джеймс – сам по себе транс не имеет никаких симптомов. Он может принять любые формы – каталепсии, разной глубины сомнамбулизма, летаргии (эта стадия по Шарко соответствует примерно стадии 1.3. по Каткову), состояний дезинтеграции сознания, и наоборот более полной интеграции, чем это возможно при бодрствовании. Всё зависит от наших представлений, ожиданий, знаний, самоконтроля, целей.

 

Литература

 

1. Бине и Фере. Животный магнетизм, 1890 https://vk.com/doc-167214010_467720944

2. Блинков А. Н. Гипноз и память, 2012.

3. Жане П. Психический автоматизм, 1913.

4. Жариков, Н. М.; Тюльпин, Ю. Г. Психиатрия: Учебник. Изд. Медицина. Москва, 2002. с. 171–173. https://vk.com/doc426704010_540742652

5. Лаберж С. Исследование мира осознанных сновидений.

6. Патнем Ф. Диагностика и лечение расстройства множественной личности, Москва «Когито-центр», 2004.

7. Радуга М. Вне тела. 2003.

8. Радуга М. Школа внетелесных путешествий: личные опыты, 2009.

9. Рише Ш. Сомнамбулизм, демонизм и яды интеллекта. С.-Петербург, изд. Суворина, 1885. С. 462-463.

10. Рыченкова О.А. Дисфункции сенсорной интеграции при аутизме. 2019.

11. Страссман Р. ДМТ — молекула духа. https://vk.com/doc-167214010_550208339

12. Успенский П. Д.. Новая модель вселенной. Пер. Н.В. фон Бока. СПб: Издательство Чернышева, 1993. Гл. 7.

13. Castillo R. Depersonalization and meditation. https://vk.com/doc-167214010_479821868

14. Jensen PS. Case report of conversion catatonia: indication for hypnosis. Am J Psychother. 1984 Oct;38(4):566-70.

15. McGill O. The New Encyclopedia of Stage Hypnotism. 1996 https://vk.com/doc-167214010_525285042

16. Rasmussen S., Mazurek M., Rosebush P. Catatonia — Our current understanding of its diagnosis. 2016 https://vk.com/doc-167214010_521197424

17. Richet Ch. Thirty Years of Psychical Research. 1923. https://vk.com/doc-167214010_551287550

18. The Neurology of Consciousness, Second edition. // Chapter 20. Leaving Body and Life Behind: Out-of-Body and Near-Death Experience. Olaf Blanke, Nathan Faivre, and Sebastian Dieguez. https://vk.com/doc-167214010_467722360

19. The Neural Bases of Multisensory Processes. // Jane E. Aspell, Bigna Lenggenhager, and Olaf Blanke. Chapter 24. Multisensory Perception and Bodily Self-Consciousness, 2012. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK92870/?fbclid=IwAR3jmN9tFGY0Il9ecZOh5feeM5dF1e9RY5Q_TtkGLDlta8DFn5T63KwoJe0

20. Wing L., Shah A. Catatonia in autistic spectrum disorder. 2000.

 

Ольга Атман, май 2020.

Поделиться ссылкой: